С 1 апреля, согласно поручению президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года и распоряжению председателя правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года, в некоторых школах вводится новый предмет - «Основы религиозных культур и светской этики». Эксперимент пройдёт в 19 российских регионах: Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Чечне, Чувашии, Камчатском, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областях, а также в Еврейской автономной области.
Ученики и их родители (законные представители) могут выбрать для изучения один из шести модулей:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
По предварительным данным, 60% родителей выбрали для своих детей светскую этику, 20% - православную культуру и 20% - остальные религии.
Курс состоит из 34 учебных часов, которые разобьются на 17 уроков в четвёртой четверти IV класса и 17 уроков в первой четверти V класса (см. приложения). Экспериментальное изучение рассчитано на 2010-2011 годы, и при положительных результатах он имеет все шансы стать обязательным уже для всех российских учеников с 2012 года. Оценки за новый предмет ставить не будут.
Определяющими параметрами, что эксперимент проходит удачно, было принято считать: соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства; взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, с религиозными организациями; содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах; институты учёта запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики. А межведомственный координационный совет по апробации нового школьного курса возглавил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
Обсуждение курса вызвало разную реакцию как среди родителей, так и среди представителей различных конфессий. Видимо, поэтому впервые в истории образования, кроме учебников, больше похожих на методичку, выпущен дополнительный учебник-пособие для родителей. Там рассказывают не только о том, чему и как будут учить их детей, но и даются советы по общению с ребёнком на такие сложные темы, как религия и толерантность.
Однако споры не утихают. Многие родители боятся, что, несмотря на принципы светского государства, курс превратиться в «Закон Божий», что могут возникнуть конфликты между детьми, если класс разделится, выбирая разные модули.
«Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур», - возражает министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко.
Но, кроме спора о необходимости данного курса, есть ещё и самый главный вопрос: готовы ли четвероклассники правильно не только воспринимать такие сложные темы, но и суметь сравнить разные религии, понимая, что в них есть общего, а в чём они отличаются?
Сможет ли курс, где первый и последний уроки объединяют изучающих разные модули, решить возложенную на него сверхзадачу, обозначенную лозунгом: «Мы разные, но мы граждане одной страны»?
Последние события показали, насколько нетерпимы одни граждане к другим, что страх перед чужим, где чуждость определяется лишь внешним видом, лишает людей возможности мыслить.
В обществе катастрофически не хватает нормального отношения к людям других национальностей. Да что тут говорить, даже к инвалидам у нас относятся настолько недопустимо, что впору вводить не только курс о различности культур, но и просто о человечности.
Но решат ли эту задачу дети? Ведь они живут в мире взрослых, которым уже никакой курс не поможет. На это сможет ответить лишь время и результаты образовательного эксперимента. Но не те, которые будут мелькать красивыми цифрами в министерских отчётах, а реальные.
А пока эксперимент или же, как написано в официальных бумагах, «апробация» на детях нового курса началась.
***
Приложение 1
Аннотация к комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Приложение 2