На «Деловом завтраке» в «Российской газете» побывал ректор главного технического вуза страны, как называют МГТУ имени Баумана, Анатолий Александров. Двухчасовая беседа началась с самого актуального для вузовской среды вопроса.
Российская газета: Первого декабря на общественное обсуждение вынесен проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Его текст вывешен на сайте «Законопроект 2010». Какая статья этого документа, на Ваш взгляд, больше всего нуждается в обсуждении?
Анатолий Александров: С моей точки зрения, очень важно все, что касается в этом законопроекте организации системы финансирования вузов: заработной платы, закупок оборудования и материалов, оплаты коммунальных услуг и т.д. В проекте документа об этом нет речи. Может быть, это просто недоработка. Но складывается интересная ситуация – у нас госзаказ на подготовку кадров, а мы из внебюджетных средств доплачиваем и за современное оборудование, и за коммуналку. Конечно, в университете есть собственный доход от платного образования. Но студенты-контрактники в Бауманке – это лишь восемь процентов. Получается, что мы должны еще чем-то зарабатывать, чтобы оплачивать госзаказ на кадры. Не совсем логично. Хотелось бы здесь ясности и корректировки. Понятно, что нельзя «жировать» за государственный счет. Мы к этому и не привыкли, и не ставили никогда себе таких целей. Но элементарные, разумные вещи обязательно должны быть.
РГ: Василий Иванович Чапаев в свое время говорил: «Мы академиев не кончали». Как Вы считаете, новый закон может поставить заслон псевдовузам, которые сегодня расплодились повсюду?
Александров: В законопроекте есть статьи, касающиеся изменения условий и ужесточения аккредитации и аттестации вузов, получения лицензий. Но и в существовавшем законе не было прописано «право» создавать «липовые», или слабые, университеты. Из трех с половиной тысяч российских вузов в конкурсах на различные государственные гранты активно участвуют лишь около ста. Это мизер. Но это те учреждения, которые соответствуют сегодняшним требованиям: там есть и развивается наука, там ведется поиск новых форм обучения. Они и держат планку российского образования.
РГ: В проекте закона «Об образовании в РФ» появляется новая цепочка: «колледж – институт – университет». При этом начальное профобразование, по сути, ликвидируется. Наши читатели интересуются: теперь подготовка рабочих кадров будет отдана университетам?
Александров: Систему профтехобразования мы потеряли не вчера. Но у нас нет времени на то, чтобы пытаться пробовать разные формы «спасения». Надо решать эту проблему комплексно. Ведь современный рабочий – не кузнец с молотом и наковальней. Он должен уметь работать на высокотехнологичном оборудовании, где невозможно обойтись без знания основ IT – и других технологий. Поэтому такая цепочка прослеживается. Университет, особенно технический, обязан иметь тесные связи с промышленностью. У Бауманки такие связи с производством существуют с момента основания Императорского училища. «Образование через практику» – знаменитый «русский метод» подготовки инженера, созданный здесь более 100 лет назад. Если в эту схему вписать лицеи и колледжи, где будут работать наши преподаватели, а ребята, помимо профессиональных навыков, получат хорошую теоретическую подготовку и смогут продолжить свое образование в МГТУ, кто-то станет бакалавром, а кто-то пойдет и дальше – чем же это плохо?