Санкт-Петербургский государственный университет с 2010 года отказывается от приема студентов на заочное отделение. "Это наше принципиальное решение", - заявил на пресс-конференции проректор СПбГУ Валерий Катькало. По словам представителя старейшего российского вуза, причина отмены заочного образования - его недостаточно высокое качество.
"Эта форма обучения пришла к нам из другой социально-экономической формации и преследовала она совершенно другие цели. Даже по формальным показателям уровень "заочки" несопоставим с уровнем очного образования", - убежден проректор. Заочное образование - наследство 1930-х годов, считают в вузе. В период ускоренной индустриализации главной целью реформы высшего образования было максимально ускорить выпуск специалистов. Прочие нововведения той поры - вроде запрета лекций и кафедрально-факультетской структуры - вскоре отменили, а вот заочное обучение осталось. В СССР "заочка" была неплохим социальным лифтом для молодых рабочих и крестьян и самым распространенным способом повысить квалификацию без отрыва от производства. Однако в нынешних условиях, отмечается в информационной справке пресс-службы вуза, это превратилось в способ получения "корочек".
Решение об отказе от заочной формы далось руководству университета нелегко, но сделать это было необходимо, поскольку после недавнего получения особого статуса СПбГУ позиционирует себя как полноправный участник мирового рынка образовательных услуг. "Главным конкурентным преимуществом на этом рынке является высокое качество образования, а заочная форма зачастую его не обеспечивает", - заявили в прессе-службе вуза.
Сегодня в университете на различных специальностях заочно учится более 2,8 тысячи человек. Все студенты, принятые на заочную форму в прошлые годы, продолжат свое обучение. Новые правила не помешают и тем, кто хочет поступить в магистратуру, уже имея первое высшее образование, поясняют в СПбГУ. При этом там отнюдь не считают, что отныне престижное образование будет закрыто для работающих молодых людей. Университет активно развивает различные виды дистанционного обучения на основе интернета и компьютерных программ.