Многие российские старшеклассники либо еще не определились с выбором будущей профессии, либо сделали это слишком рано – таковы результаты опроса, проведенного на сайте www.examen.ru.
Так, 24,3% участников опроса отметили, что выбрали будущую специальность ранее 9-го класса, а 22% старшеклассников на момент участия в опросе не определились с выбором специальности.
Вопрос возраста, оптимального для выбора будущей специальности, весьма актуален. По мнению экспертов в области профориентации, оптимальными для выбора будущей специальности являются 9-11-й классы школы, а несвоевременное принятие решения о выборе будущей специальности – как слишком раннее, так и запоздалое – может стать причиной многих проблем в дальнейшей профессиональной деятельности молодого человека.
В каком возрасте Вы определились с выбором будущей специальности?
Раньше 9-го класса | 24,3% |
В 9-м классе | 19,9% |
В 10-м классе | 15,9% |
В 11-м классе | 17,9% |
Пока не определился (-лась) | 22,0% |
Участниками опроса стали 391 посетитель сайта www.examen.ru.
Комментарии экспертов
Периль Борис Владимирович, директор учебного центра PR-технологий Северо-Западной академии государственной службы
Определение возраста, оптимального для выбора будущей специальности, – сложная проблема, на этот вопрос нет универсального ответа. Я придерживаюсь точки зрения, согласно которой в отношении возраста выбора специальности должна присутствовать гибкость. Объективной чертой современной социальной реальности является ее подверженность интенсивным изменениям, которые вызывают соответствующие изменения образовательной среды, трансформации системы ценностей. В существующей ситуации зачастую оказывается весьма сложным выбрать специальность на всю жизнь, поскольку на коротком историческом отрезке существенно изменяется востребованность различных специальностей в обществе, появляются новые специальности, в ходе жизни меняются профессиональные интересы и предпочтения самого человека.
Можно привести ряд примеров известных людей – наших современников, добившихся значительных успехов в рамках некоторого профессионального направления, но затем уже в зрелом возрасте кардинально изменивших свои профессиональные интересы. В частности, Валерий Меладзе, ныне известный певец, имеет ученую степень кандидата технических наук, с успехом защитив диссертацию, а Юрий Шевченко, бывший министром здравоохранения РФ в 1999-2004 гг., доктор медицинских наук, генерал-полковник медицинской службы, стал священником Русской православной церкви.
Таким образом, тот факт, что на разных жизненных этапах многие люди пересматривают свое профессиональное самоопределение, представляется вполне нормальным и адекватным современной реальности. При этом важно, чтобы такие люди имели возможность профессиональной переподготовки, для чего должна быть налажена система постдипломного образования. В частности, тем, кто ориентирован на профессиональное развитие в системе государственного управления, шанс получить новую специальность предоставляют программы магистратуры по специальностям: государственное и региональное, а также государственное и муниципальное управление, предлагаемые Северо-Западной академией государственной службы.
Васильков Сергей Дмитриевич, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики
В условиях действующей в настоящее время в России системы образования оптимальным для выбора будущей специальности является возраст 16-18 лет, при условии добавления в программу школьных курсов уроков, связанных с существующими реальными специальностями и предоставляющих возможности практической подготовки для старшеклассников. Это во многом позволит приблизить школьное обучение к реальной жизни. В более старшем возрасте (19-20 лет) выбор специальности будет носить запоздалый характер, весьма вероятно, что ему будут сопутствовать упущенные возможности профессионального развития и реализации.
Необходимо также отметить, что в ряде случаев выбор будущей специальности актуален и в более раннем возрасте, чем соответствующий выпускному классу школы, а именно в 14-15 лет. Основное преимущество такого выбора состоит в том, что молодой человек может раньше и эффективнее развить заложенные в нем наклонности и способности и реализовать их в обществе, что в будущем принесет большее удовлетворение от профессиональной деятельности и жизни в целом.