Читайте интервью Владимира Александровича Колесникова, ректора РХТУ, доктора технических наук, профессора, лауреата премии Президента РФ в области образования (2003), лауреата премии Правительства РФ в области науки и техники (2008), специально для Begin Group.
Назовите несколько новых специальностей, которые появились в последние годы на образовательном рынке и завоевали популярность. Какие традиционные специальности стали более популярны в последние годы?
Можно выделить несколько популярных специальностей,
на которые мы в последние годы отмечаем устойчивый рост интереса. Их можно
разделить на три группы: смежные, профильные новые и профильные традиционные.
Что касается смежных специальностей, то из них сегодня наиболее популярны
«логистика», «социология» и «менеджмент».
Из новых профильных я бы выделил нанотехнологию и фармацевтику. На факультет
химико-фармацевтических средств у нас уже который год стабильно самый высокий
конкурс - 5-6 человек на место.
Если говорить о традиционных специальностях, то
наибольший спрос сегодня мы отмечаем на следующие: нефтехимия, химическая
технология углеродных материалов и промышленная экология.
Какие основные факторы сегодня влияют на выбор вуза
абитуриентами?
Конечно, факторов, влияющих на выбор вуза, немало.
Но если выделять основные, то я бы сказал в первую очередь о следующих:
- Престиж вуза
- Советы и рассказы выпускников (или семейная преемственность)
- Хорошие условия проживания в общежитии
- Новые интересные специальности
Какие мероприятия, по-Вашему, наиболее эффективны
для привлечения абитуриентов?
В принципе, разные виды рекламной деятельности в
той или иной степени влияют на привлечение абитуриентов в наш вуз. Эффективны в
этом плане наружная реклама и реклама в печатных изданиях, а также выставки. Но
все же главную роль в привлечении студентов сегодня начинает играть интернет-реклама.
Что бы Вы хотели изменить в существующей ныне
концепции ЕГЭ?
Никаких явных и прямых выгод для вузов с введением ЕГЭ не появилось. Мое
отношение к ЕГЭ достаточно ровное, однако есть некоторые вещи, которые можно
было бы изменить в существующем подходе.
Я говорю прежде всего о том, что у сегодняшнего школьника нет выбора, какой
именно экзамен ему сдавать для поступления в наш вуз. Раньше этот выбор был:
например, на специальность «биотехнология» можно было сдавать по выбору: химию,
физику или биологию. Теперь же этот выбор должны были сделать мы (оставили
биологию). На специальность «нанотехнологии» раньше можно было сдавать физику
или информатику, ну и так далее. Все-таки этот выбор, я считаю, должен делать
будущий студент.
Что касается качества тех студентов, которые придут в этом году по результатам
сдачи ЕГЭ, то, конечно, мы сможем оценить это только по прошествии нескольких
лет. Хотя, в прошлом году мы по результатам экспериментальной сдачи ЕГЭ приняли
примерно 100 человек из разных регионов, и я хочу сказать, что в большинстве
эти студенты очень неплохо подготовлены.
Какая работа по трудоустройству выпускников ведется
в Вашем вузе?
Служба содействия занятости выпускников работает у нас уже несколько лет, и за
это время мы смогли создать очень хорошую базу данных по вакансиям и резюме,
которая постоянно обновляется. Студенты могут оставлять заявки на ту или иную
вакансию, а университет позволяет организовать встречи студентов и
работодателей. Кроме того, мы сотрудничаем с рядом крупных компаний в области
фармацевтики, нефтехимии и полимеров. Они часто приезжают к нам с презентациями.
Среди этих компаний есть такие известные, как BASF, Novartis, «Лукойл-Нефтехим», BP
и другие.
Каковы
основные недостатки российского высшего образования?
Основной недостаток российского образования из года
в год остается прежним - недостаток ресурсов для развития материальной базы.
Например, мы привлекли инвестиции для строительства нового учебного корпуса в
районе Тушино. Современное, красивое здание уже построено, и с сентября там уже
проводятся занятия, но нам нужно не менее 100 млн руб. для оснащения
его всем необходимым.
Каково Ваше отношение к переходу российского
образования на новый формат, соответствующий требованиям Болонского соглашения?
Переходить нужно постепенно, взвешенно подходя к каждому пункту этого соглашения.
Пока РХТУ готовит в основном только специалистов - по большинству
специальностей они остаются намного более привлекательными для работодателей.
Но, конечно, это не будет продолжаться вечно. Я думаю, после принятия
соответствующего закона в институте будет учиться примерно 30% студентов на
специалистов и 70% - в системе «бакалавриат-магистратура».
Насколько полно российские вузы готовят выпускников
для рынка труда?
Если говорить о РХТУ, трудоустройство у нас пока остается стабильно высоким. Во
многом это связано с хорошим имиджем университета в глазах работодателей.
Вообще, химическая отрасль отличается тем, что довольно много выпускников идут
работать по специальности - больше, чем в других областях знаний. У нас
соотношение примерно таково - 30% идут работать по специальности, еще 30% - в
смежные специальности, оставшаяся треть - в другие отрасли.