«Студент сам должен выбирать, какой ЕГЭ ему сдавать для поступления на определенный факультет»

Читайте интервью Владимира Александровича Колесникова, ректора РХТУ, доктора технических наук, профессора, лауреата премии Президента РФ в области образования (2003), лауреата премии Правительства РФ в области науки и техники (2008), специально для Begin Group.

Назовите несколько новых специальностей, которые появились в последние годы на образовательном рынке и завоевали популярность. Какие традиционные специальности стали более популярны в последние годы?

Можно выделить несколько популярных специальностей, на которые мы в последние годы отмечаем устойчивый рост интереса. Их можно разделить на три группы: смежные, профильные новые и профильные традиционные.

Что касается смежных специальностей, то из них сегодня наиболее популярны «логистика», «социология» и «менеджмент».

Из новых профильных я бы выделил нанотехнологию и фармацевтику. На факультет химико-фармацевтических средств у нас уже который год стабильно самый высокий конкурс - 5-6 человек на место.

Если говорить о традиционных специальностях, то наибольший спрос сегодня мы отмечаем на следующие: нефтехимия, химическая технология углеродных материалов и промышленная экология.

Какие основные факторы сегодня влияют на выбор вуза абитуриентами?

Конечно, факторов, влияющих на выбор вуза, немало. Но если выделять основные, то я бы сказал в первую очередь о следующих:
- Престиж вуза
- Советы и рассказы выпускников (или семейная преемственность)
- Хорошие условия проживания в общежитии
- Новые интересные специальности

Какие мероприятия, по-Вашему, наиболее эффективны для привлечения абитуриентов?

 В принципе, разные виды рекламной деятельности в той или иной степени влияют на привлечение абитуриентов в наш вуз. Эффективны в этом плане наружная реклама и реклама в печатных изданиях, а также выставки. Но все же главную роль в привлечении студентов сегодня начинает играть интернет-реклама.

Что бы Вы хотели изменить в существующей ныне концепции ЕГЭ?

Никаких явных и прямых выгод для вузов с введением ЕГЭ не появилось. Мое отношение к ЕГЭ достаточно ровное, однако есть некоторые вещи, которые можно было бы изменить в существующем подходе.

Я говорю прежде всего о том, что у сегодняшнего школьника нет выбора, какой именно экзамен ему сдавать для поступления в наш вуз. Раньше этот выбор был: например, на специальность «биотехнология» можно было сдавать по выбору: химию, физику или биологию. Теперь же этот выбор должны были сделать мы (оставили биологию). На специальность «нанотехнологии» раньше можно было сдавать физику или информатику, ну и так далее. Все-таки этот выбор, я считаю, должен делать будущий студент.

Что касается качества тех студентов, которые придут в этом году по результатам сдачи ЕГЭ, то, конечно, мы сможем оценить это только по прошествии нескольких лет. Хотя, в прошлом году мы по результатам экспериментальной сдачи ЕГЭ приняли примерно 100 человек из разных регионов, и я хочу сказать, что в большинстве эти студенты очень неплохо подготовлены.

Какая работа по трудоустройству выпускников ведется в Вашем вузе?

Служба содействия занятости выпускников работает у нас уже несколько лет, и за это время мы смогли создать очень хорошую базу данных по вакансиям и резюме, которая постоянно обновляется. Студенты могут оставлять заявки на ту или иную вакансию, а университет позволяет организовать встречи студентов и работодателей. Кроме того, мы сотрудничаем с рядом крупных компаний в области фармацевтики, нефтехимии и полимеров. Они часто приезжают к нам с презентациями. Среди этих компаний есть такие известные, как BASF, Novartis, «Лукойл-Нефтехим», BP и другие.

Каковы основные недостатки российского высшего образования?

Основной недостаток российского образования из года в год остается прежним - недостаток ресурсов для развития материальной базы. Например, мы привлекли инвестиции для строительства нового учебного корпуса в районе Тушино. Современное, красивое здание уже построено, и с сентября там уже проводятся занятия, но нам нужно не менее 100 млн руб. для оснащения его всем необходимым.

Каково Ваше отношение к переходу российского образования на новый формат, соответствующий требованиям Болонского соглашения?

Переходить нужно постепенно, взвешенно подходя к каждому пункту этого соглашения. Пока РХТУ готовит в основном только специалистов - по большинству специальностей они остаются намного более привлекательными для работодателей. Но, конечно, это не будет продолжаться вечно. Я думаю, после принятия соответствующего закона в институте будет учиться примерно 30% студентов на специалистов и 70% - в системе «бакалавриат-магистратура».

Насколько полно российские вузы готовят выпускников для рынка труда?

Если говорить о РХТУ, трудоустройство у нас пока остается стабильно высоким. Во многом это связано с хорошим имиджем университета в глазах работодателей. Вообще, химическая отрасль отличается тем, что довольно много выпускников идут работать по специальности - больше, чем в других областях знаний. У нас соотношение примерно таково - 30% идут работать по специальности, еще 30% - в смежные специальности, оставшаяся треть - в другие отрасли.    

Владимир Правоторов, Ирина Максимова Examen.ru

Другие записи

12.08.2016. Иностранцы могут поступать в вузы РФ со своими школьными аттестатами
Российские вузы и техникумы обязаны принимать школьные аттестаты прибывших из стран СНГ абитуриентов, не требуя документов о признании аттестатов в РФ, сообщает в четверг пресс-служба Рособрнадзора. В…
12.08.2016. Составлены рейтинги вузов Москвы по стоимости обучения в 2009/2010 г. по 14 обобщенным направлениям подготовки
Работа по сбору, обработке и анализу данных о стоимости обучения в московских  вузах в начавшуюся вступительную кампанию - 2009 проходила «под знаком» экономического кризиса. Еще в начале 2009 года…
12.08.2016. Вузы должны возвращать документы абитуриентам в течение суток
Минобрнауки РФ рекомендует вузам возвращать в течение суток оригиналы документов тем абитуриентам, приказ о зачислении которых уже вышел, чтобы дать им возможность перейти в другое, более престижное…
12.08.2016. Рособрнадзор подвел итоги ЕГЭ в 2009 году
В апреле, мае и июне 2009 года ЕГЭ сдавали 995 295 выпускников школ 2009 года и выпускников прошлых лет (в 2008 году - 1 095 781 чел.), доля выпускников текущего года от общего количества участников…
12.08.2016. «Отставание российской медицинской науки от западной просто катастрофическое...»
Владимир Борисович Кошелев, профессор, доктор медицинских наук, замдекана ФФМ МГУ по доклиническому обучению, завкафедрой физиологии и общей патологии.Елена Игоревна Каленикова, доцент, кандидат фармацевтических…