Разочарование в профессии, выбранной при поступлении в вуз, – это, к несчастью, нередкая ситуация в сфере высшего образования. По оценкам экспертов, около 49% выпускников вузов в России не работают по специальности. При этом у многих осознание неверности избранной карьерной стези наступает не после выпуска, а уже в процессе обучения в бакалавриате. Казалось бы, у них сохраняется возможность подкорректировать свою образовательную траекторию при поступлении в магистратуру. Однако на практике осуществить подобный разворот удается весьма редко.
Для того чтобы дать студентам возможность выстраивать более гибкие образовательные программы и выбирать дисциплины, которые будут действительно востребованы ими после получения диплома, уже в ближайшем будущем университеты могут перейти на модель обучения «2 + 2 + 2». После первых двух курсов бакалавриата учащийся сможет выбрать, продолжать ли ему обучение на текущей программе, либо выбрать что-то новое. Возможность поступать на другую специальность в магистратуру также остается за ним.
«Такую систему обучения используют ведущие университеты в Великобритании, Франции, Германии, Польше, а также в Нидерландах, Гонконге, Китае и Японии», – заявила директор Центра трансформации образования бизнес-школы «Сколково» Ольга Назайкинская. Уже в 2021 году новую систему опробует ряд ведущих российских вузов. А с 2022 года планируется ввести подобный стандарт во всех учебных заведениях страны.
Текст подготовил Лев Никитин