Сейчас в нескольких регионах РФ проходит эксперимент по введению новой системы оплаты труда (НСОТ) для учителей. В ближайшее время эта система доберется и до Москвы. О некоторых конкретных деталях в оплате труда столичных педагогов рассказала в интервью РИА Новости доцент кафедры экономики образования Московского института открытого образования Татьяна Фильчагина.
Татьяна Николаевна, насколько сильно сейчас разнятся зарплаты московских учителей?
- Как известно, «средний учитель» получает 25-30 тысяч рублей в месяц. Но, например, учитель иностранного языка, преподающий детям с особыми образовательными потребностями, может получать и около 100 тысяч рублей или даже больше – в зависимости от нагрузки.
Пока в Москве еще не введена НСОТ, как формируется здесь учительская зарплата?
- Если НСОТ предполагает две части – базовую и стимулирующую, – то в базовой части оклада московская система оплаты достаточно похожа на НСОТ и зависит от нескольких факторов.
Во-первых, это нагрузка. «Средний учитель» преподает 18 учебных часов в неделю. На практике нагрузка варьируется от 3-6 часов (для работающих студентов) – до 27 часов.
Во-вторых, зарплата связана с разрядом, который зависит от образования и стажа работы. Все разряды с 7-го по 12-й присваиваются педагогу комиссией внутри школы, 13-й разряд – окружной комиссией, 14-й – городской.
На практике складывается так, что учителей, имеющих в Москве разряд ниже 11-го, почти нет. Иногда директора школ используют присвоение 12-го разряда как стимулирующую надбавку, так как у директоров нет средств на надбавки стимулирующего характера и присвоение разряда может быть одним из немногих способов повысить заработок учителя.
Кроме того, согласно 523-ПП Постановлению правительства Москвы, устанавливающему отраслевые надбавки и доплаты, учителя иностранного языка получают значительно больше, чем их коллеги с тем же уровнем образования и нагрузки.
Если московская система оплаты настолько похожа на НСОТ, то что изменится после введения министерской методики?
- Один из принципов НСОТ – оплата всех видов деятельности учителя. В Москве это тоже есть, однако если в Тюмени или Калининграде сама школа определяет, как оплачивать каждому учителю проверку тетрадей, подготовку к урокам, заведование кабинетом и так далее, то в Москве это жестко регулируют постановления городского правительства.
На мой взгляд, после введения НСОТ ситуация изменится к лучшему, поскольку формализовать оплату всех видов работ на таком высоком уровне невозможно. Сейчас, например, московская система оплаты труда никак не учитывает труд учителя по подготовке к урокам.
Допустим, у двух учителей математики одинаковая нагрузка – по 18 часов в неделю, но один преподает в одной параллели, скажем, в двух 5-х классах, а другой – в 5-м, 6-м, 7-м и 8-м классах. Естественно, второму приходится готовиться к урокам больше, но в Москве система оплаты труда этого не учитывает.
Другой пример – в Москве учителям часть оклада причитается за проверку тетрадей. Но учитель может не проверять тетрадей, а давать детям тесты, аналогичные тестам ЕГЭ. Эта работа, хотя и должна поощряться как форма подготовки к ЕГЭ, ему не будет оплачиваться, зато учителю все равно придется проверять тетради, чтобы не иметь нареканий. Я считаю, что будет лучше, если школы сами смогут решать, как оплачивать такую работу.
А как в Москве сейчас, до введения НСОТ, распределяется стимулирующая часть фонда оплаты труда?
– Надбавки стимулирующего характера (молодым специалистам, учителям иностранного языка) есть, но все они жестко регулируются 523-ПП Постановлением правительства.
В регионах, где действует НСОТ, стимулирующую часть зарплаты распределяют директор и управляющий совет школы, куда входят родители.
В Москве от родителей ничего не зависит. Взять ту же установленную городской администрацией надбавку учителям иностранного языка. Правительство Москвы преследовало благую цель, устанавливая эту надбавку, – чтобы все дети по окончании школы владели иностранным языком. Однако не все учителя сами в достаточной степени им владеют. Возможно, таких немного, но они тоже получают повышенную зарплату.
Еще один из принципов НСОТ – учет мнения родителей при распределении стимулирующих надбавок. Благодаря введению НСОТ учителя становятся лично заинтересованы в достижении их учениками высоких результатов. Правда, я опасаюсь, что не во всех московских школах родители будут готовы работать над распределением стимулирующих надбавок: есть школы, которые никогда не спрашивали родительского мнения ни по каким вопросам. Хотя, на мой взгляд, уже давно стоило проводить мониторинг родительского мнения.