Успех прикладного бакалавриата зависит от заинтересованности бизнеса

- Александр Наумович, зачем понадобился эксперимент по прикладному бакалавриату?

- Речь идет об оптимизации сроков подготовки квалифицированных кадров и ускоренном включении выпускников в практическую работу. В советское время молодой специалист, пять лет проучившись в вузе, еще три года работал по распределению, и его нельзя было уволить - фактически это была длинная практика. Сейчас работодатели хотят, чтобы бакалавр, отучившись четыре года, стал полноценным работником максимум за полгода, а при приеме на работу требуют наличие опыта профессиональной деятельности.

Это привело к поиску новых форм не только в начальном профобразовании, в переподготовке и внутрикорпоративном обучении, но и в устоявшихся десятилетиями программах среднего и высшего профобразования.

Задача прикладного бакалавриата - сделать так, чтобы человек с высшим образованием, завершив обучение, обладал полезными для рынка труда профессиональными компетенциями, сформированными и документально подтвержденными.

- Чем прикладной бакалавриат будет отличаться от обычного?

- В структуру образовательной программы, наряду с традиционными академическими дисциплинами, вводятся профессиональные модули - раньше их использовали лишь в начальном и среднем профобразовании. На различные виды практических занятий в образовательной программе прикладного бакалавриата отводится не менее 50% учебного времени - для освоения компетенций, признаваемых рынком труда.

Эксперимент должен показать, в состоянии ли вузы и колледжи так организовать учебный процесс, чтобы «поставлять» на рынок труда готовых профессионалов - не только своими силами, но и с помощью социальных партнеров: работодателей, учреждений профобразования другого уровня.

- Готовы ли к сотрудничеству предприятия?

- Вузы и колледжи доказали конкурсной комиссии, что предприятия вместе с ними готовы участвовать в реализации образовательных программ. Работодатели подтверждали необходимость той системы профессиональных квалификаций, которая закладывалась в профессиональных модулях участников конкурса, и выражали готовность взять на работу подготовленных таким образом выпускников.

В этом, кстати, отличие от конкурса для учреждений начального и среднего профобразования в рамках нацпроекта «Образование» - предприятия включались прежде всего экономически. А здесь они фактически участвуют в образовательном процессе: предоставляя места практик, персонал для проведения занятий и прочее.

- Какие условия для этого необходимы?

- Главное - реальная потребность предприятий в квалифицированном персонале, и это зависит от наличия у них стратегии, намерений повышать эффективность производства за счет новых технологий и современного оборудования, а значит - за счет повышения квалификации персонала. Если у бизнеса есть заинтересованность, он найдет рычаги влияния на образовательные учреждения.

Для самих образовательных учреждений важны внешние условия. Уже есть нормативно-правовые рамки для создания системы внешней оценки качества подготовки кадров, Российским союзом промышленников и предпринимателей и Минобрнауки РФ для этого сформирован общественно-государственный совет.

Требуется и повышение квалификации преподавателей. Учитывая, что модули будут вводиться с третьего или четвертого курса, преподаватели могли бы успеть пройти стажировки в компаниях - социальных партнерах. Традиционная схема переподготовки эффекта не даст: определять готовность преподавателей к ведению модулей должны работодатели.

- Почему в эксперименте участвуют всего семь вузов, ссузов же - 23?

- Для колледжей это возможность ввести у себя обучение по программе высшего профобразования (в сотрудничестве с определенными вузами). А вузы и без конкурса имеют право разрабатывать программы прикладного бакалавриата, это не противоречит принятым новым образовательным стандартам. Есть риск, что колледжи, заключив с вузами формальные соглашения, фактически будут опираться на собственные ресурсы. Этот риск должен быть компенсирован всесторонним мониторингом хода эксперимента и бескомпромиссной оценкой квалификации выпускников независимыми сертификационными центрами (они сейчас формируются). Роль могут сыграть и органы по контролю и надзору в сфере образования.

- Сколько человек в перспективе смогут стать «прикладными бакалаврами»?

- Минимальный потенциальный рынок этих программ - до трети выпускников учреждений СПО, сегодня продолжающих учебу в вузах, около 90 тысяч человек в год.

В рамках конкурса были выбраны, в основном, технологические специальности, наиболее дефицитные на рынке труда. Но есть и экономические.

РИА Новости

Другие записи

12.08.2016. Ориентация «ретро». Тренды в британской поп-музыке
Лекторий «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» 21 октября в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре…
12.08.2016. Каждый пятый готов к ЕГЭ на «хорошо» и «отлично»
Опрос, проведенный в конце апреля на сайте www.examen.ru, показал, что за месяц до начала сдачи ЕГЭ только одна пятая часть опрошенных оценивают свою готовность к экзаменам как высокую. Насколько…
12.08.2016. Интернет-библиотеками МГУ смогут пользоваться все желающие
МГУ им. М.В. Ломоносова готов предоставить свои электронные библиотеки для общего доступа после того, как решит вопросы, связанные с авторскими правами, сообщил в среду журналистам ректор университета…
12.08.2016. Welcome to «Профориентация»
  «From Mexico with love, или как бороться с пандемией?», «Пороховая бочка бедности на политической карте мира», «Финансы-2008: Я знаю, что вы сделали этим летом», «Китай: переполох в небесном дворце»…
12.08.2016. Студентов посчитали
Российские вузы предлагают усовершенствовать прием-2011: либо еще сократить число учебных заведений, куда абитуриент может подать свои документы, либо навести порядок в правилах зачисления, либо как…