В ближайшие год-два закроется треть государственных высших учебных заведений и три четверти частных

 

– Ярослав Иванович, министерский мониторинг эффективности вузов многие ругают, а его итоги называют спорными. Может, он нам вовсе не нужен?

– Однозначно нужен! Да и 50 показателей, изначально собранных Минобрнауки, в комплексе давали четкое представление о месте каждого вуза в каждом регионе, по каждому направлению. Их бы Минобру опубликовать – и предоставить обществу и самим вузам месяц-другой для сопоставления и обсуждения.

А вот теми пятью критериями, которые Минобр выбрал из 50 и обнародовал в конце года, обойтись, очевидно, нельзя. И тем более нельзя было на их основе делать какие-то обобщения и даже оргвыводы. Взять, к примеру, число иностранных студентов. Это же совершенно случайный показатель! Часто «иностранные студенты» – граждане восточных стран, торгующие на рынке, а в вузе якобы изучающие русский язык и потому проживающие в его общаге. Вуз бодро рапортует, что у него 300 студентов-иностранцев, и ходит в передовиках. А соседний – приличный – набрал всего 20 иностранных студентов, но настоящих. И оказался в хвосте.

Реальную встроенность вуза в мировое образовательное сообщество показывают не 1–2 показателя, а минимум 4: иностранные преподаватели, иностранные студенты, международные публикации и совместные программы! Таким образом, ошибка номер 1 – произвольный выбор пяти показателей из 50. А ошибка номер 2 – принципиальная неприменимость части показателей к ряду вузов. К примеру, к творческим применим всего один: общие доходы на одного преподавателя. ЕГЭ там не работает, да и науки, понятно, нет, какая наука – они ж на сцене играют…

– По-вашему, эффективность вузов технических, гуманитарных и творческих нужно мерить по-разному?

– Универсальные показатели есть, просто другие. Один я уже назвал, и тут надо отдать должное Минобрнауки. В этом году они впервые не раздадут бюджетные места «от достигнутого», а проведут конкурс на контрольные цифры приема и распределят бюджетные места среди вузов, показавших в 2012 году лучшее качество приема и лучшую цитируемость научных работ.

Есть еще два показателя, но в стране пока нет по ним данных. Первый – востребованность выпускников вуза на рынке труда: работают ли они по специальности и сколько зарабатывают за первые пять лет после вуза (только оценивать надо по регионам: понятно, что в Москве зарплаты будут больше).

Второй – качество не приема, а собственно обучения в вузе. Измерить его можно, надо лишь ввести независимый от вуза выпускной экзамен в бакалавриате. Можно через тесты наподобие ЕГЭ, а можно через независимые комиссии из других вузов. Эта идея также годами обсуждается, но не реализуется. А зря! Желающих протестировать при оценке вузов по этим показателям нашлось бы немного! Недавно на одной телепрограмме я встречался со студентами из РГТЭУ. Разговорился с гримершей после передачи – выяснилось, что девушка окончила престижную специальность «Международные отношения» в этом самом РГТЭУ! До сих пор жалею, что узнал об этом лишь после эфира, – это ли не показатель эффективности данного вуза?!

Уверен, что надо разрабатывать в первую очередь вот эти два показателя, о которых я говорил.

– А это реально?

– Вполне. Национальное социологическое обследование (ведь надо получить так называемую репрезентативную выборку по каждому направлению в каждом вузе) обойдется государству в 300–500 миллионов рублей. Много? Сравните это с потерями, которые несет общество сегодня, когда финансирует высшее образование фактически вслепую. Пусть псевдообразование занимает 15% бюджетных мест, а еще 15% – образование нормальное, но невостребованное. 30% от сегодняшних 400 миллиардов – это 130 миллиардов рублей. Ежегодно вылетающих в трубу.

И пусть министерство (а еще лучше – Росстат) ежегодно публикует обобщенную информацию: в таком-то вузе по такой-то специальности выпускники в среднем получают столько-то. А по профессии работает столько-то. И если окажется, что 80% выпускников программы устроились не по профилю, у государства должен возникнуть вопрос, правильно ли тратятся деньги налогоплательщиков.

– Среди вузов с признаками неэффективности оказались брендовые. Чьи огрехи тут вылезли: этих вузов или принципов «подсчета» их эффективности?

– И то, и другое. С одной стороны, чтобы попасть в «красную зону», вуз должен был набрать четыре минуса из пяти. Проблема востребованных вузов, включая РГГУ и МАрхИ, – нехватка площадей. Это, пожалуй, самый удивительный показатель! Спрашиваю в Минобрнауки: «Ваш норматив – 11 кв. метров на одного студента. А если у какого-то вуза вдвое больше, это хорошо или плохо?»

Там задумались, потом говорят: вроде хорошо. Выходит, если невостребованный вуз обвалил прием с 1 тыс. до 300 человек и в результате получил 30 кв. м на студента – это хорошо, а суперпопулярный РГГУ с его 5,5 кв. м – плохо? При чем здесь неэффективность вуза?! Просто учредитель (государство) должен у тех площади забрать, а РГГУ – добавить. И РГГУ остался бы в зеленой зоне. Зато больше десяти столичных технологических вузов, работающих последние 20 лет просто «в никуда» и сокращающих прием, остались в «зеленой зоне» мониторинга. Продолжают кое-как существовать, потихоньку сдавая свои многочисленные площади.

Правда, с другой стороны, остальные показатели гуманитарных вузов тоже не очень хороши: они слишком мало зарабатывают и довольно вяло ведут себя на рынке. Конечно, малые доходы по науке означают, что гуманитарии у нас плохо финансируются. Гранты РГНФ так малы, что мы в Вышке, например, доплачиваем еще столько же своим ученым, которые их выиграли. А в РГГУ такой возможности нет, и наука там страдает, хотя в вузе есть и научные школы, и отдельные интересные ученые, а самое главное – рынок труда. Выпускники РГГУ – крепкие профессионалы, особенно их историки или философы, на равных конкурирующие с выпускниками лучших вузов. По последнему рейтингу востребованности вузов среди самых сильных абитуриентов – победителей олимпиад и конкурсов – РГГУ на 10-м месте в стране, это очень хороший показатель. А если мерить науку не деньгами, а публикациями, то и РГГУ, и МАрхИ выглядят вполне достойно. Так что в этом смысле надо говорить не столько об их недостатках, сколько о недостатке критериев оценки.

– По остроте эта тема может соперничать лишь с судьбой студентов неэффективных вузов! Минобрнауки обещает доучить на прежних условиях...

– Да, для студентов ничего не изменится!

– Но знаете, как у Высоцкого: «Где деньги, Зин?!» Неужто даст Минфин?

– Думаю, ничего не даст! Разницу в стоимости образования, причем весьма существенную, будет доплачивать Минобрнауки или сам вуз, в который вольются студенты. Именно это, к примеру, делает Вышка в отношении студентов присоединенного к нам МИЭМ. Мы правопреемники – значит, платим и будем платить до конца их обучения: за дополнительный английский для платных и бесплатных студентов, за то, чтобы поднять зарплаты преподавателям присоединенного вуза. Все расходы, связанные с обеспечением минимального качества образования ложатся на принимающий вуз!

Мы давно говорили, что главный вопрос реструктуризации – это то, что многих студентов придется переучивать, так как на прежнем месте их фактически не учили. А на это нужны значительные средства. Но вопрос, как всегда, завис. Вот и университет им. Плеханова, думаю, столкнется с большими сложностями в связи с присоединением РГТЭУ. Подарочек тот еще: как гирька человеку, который собирается нырять в море. А жаль! В последнее время Плехановский университет хорошо развивался, а теперь из вуза, стремящегося войти в ведущую группу, может стать вузом средним. И все это потому, что Сергей Николаевич Бабурин решил закрыть свой РГТЭУ. 

– Как Бабурин? Зачем ему закрывать вуз, где он был ректором?

– Его ректорский срок как раз кончался. А он решил вернуться в политику, из которой пришел. Как ректор он, мягко говоря, мало чем прославился – разве что присуждением степени почетного доктора Муаммару Каддафи месяца за три до свержения того. А сейчас ему было нужно максимально скандализировать ситуацию. Чтобы о нем, Бабурине, говорили все каналы, все СМИ. Помните ведь – любая публикация о тебе хороша, если это не некролог. Поэтому-то он сразу заговорил, что «его» вуз хотят захватить, и не кто-нибудь, а Вышка! То есть это такой заговор либералов против националистов.

К изумлению нашего коллектива. У меня нет впечатления, что Ливанов имел планы присоединить РГТЭУ к кому-то и вообще имел какие-то конкретные планы в отношении этого вуза. Не такой он заметный. Не начни Бабурин бастовать против фантастического «присоединения к Вышке» – глядишь, вуз существовал бы до сих пор. А так он спровоцировал государство – министерство же не может допустить, чтобы руководители подведомственных вузов публично вытирали об него ноги. На это и был расчет – выйти на первые полосы. А что там с вузом станется – да бог с ним. Вуз свою роль в бабуринской карьере уже сыграл.

– Но ведь протестовали и студенты РГТЭУ. Ребята не знают, чего ждать от присоединения, каковы его условия, последствия. Этого им никто не объяснил, и, к слову сказать, не только в этом вузе. Думаю, это явный просчет властей. Необходимы какие-то информационные каналы! Но какие?

– Мне кажется, глава Минобрнауки должен был уже в декабре встретиться со студентами и четко сказать: «Никого выгонять не будем, преподаватели остаются, плату за обучение повышать не будем». И сослаться на реальные прецеденты. В Вышке, например, у студентов из МИЭМ есть возможность дополнительно изучить предметы, которые они прошли слабо. А у преподавателей – целый год получать повышенную зарплату и лишь затем выйти на конкурс.

– С будущего года в мониторинг эффективности войдут негосударственные вузы. Что будет с их студентами в случае закрытия? Государство их не бросит?

– Конечно, не бросит: государство отвечает за всех студентов, как коммерческих, так и некоммерческих. Кстати, уже в 2012 году три четверти негосударственных вузов не приняли ни одного студента-очника и ведут сейчас в основном краткосрочные курсы. Конечно, судить о вузе по форме собственности нельзя: есть отличные негосударственные вузы и государственные – полный отстой. Но общий тренд очевиден: большинство частных вузов схлопнулись либо эволюционируют в институты дополнительного образования.

– А мониторинг эффективности этот процесс ускорит...

– Думаю, что в ближайшие год-два исчезнут до трети государственных вузов, три четверти негосударственных и порядка двух третей филиалов. И закрывать их будут не чиновники, а абитуриенты. Голосуя ногами. Смысл мониторинга – в информировании общества и абитуриентов, и только после этого его результаты можно использовать для каких-то организационных мер.

 

Марина Лемуткина Московский Комсомолец

Другие записи

12.08.2016. ЕГЭ-заморочество: Когда на детях перестанут экспериментировать?
  Конкурс аттестатов Мы все чаще слышим на всех уровнях образовательной власти, что ЕГЭ надо совершенствовать. Надо вводить устную часть в гуманитарных предметах, учитывать внешкольные достижения детей…
12.08.2016. Учеба в Ирландии
Высшее образование Ирландии по праву считается одним из самых качественных в Европе. Ирландский диплом – это возможность устроиться на работу практически в любой стране. Кроме этого, ирландское образование…
12.08.2016. Образование в США
В США действуют более 4 тысяч вузов, которые там принято называть колледжами. Согласно данным ЮНЕСКО, в общей сложности там обучаются более 14 миллионов студентов, что составляет 4,75% от общего количества…
12.08.2016. Министерство культуры России опубликовало список сотни российских и советских фильмов, которые рекомендованы для школьной программы
Напомним, предложение ввести уроки кино прозвучало на круглом столе в Союзе кинематографистов в прошлом году. Министр культуры Владимир Мединский высказал мнение, что кинофакультатив «100 лучших фильмов»…
12.08.2016. ЕГЭ не отменят ни при каких условиях
«МК» выяснил, как реформируют ЕГЭ, останутся ли отсрочки от армии для студентов, как изменится система аттестации научных кадров и будут ли продолжаться диссертационные скандалы.  О школах и ЕГЭ – Что…