В задания по остальным предметам внесены только косметические изменения.
За полгода до сдачи Единого государственного экзамена Федеральная служба по надзору с сфере образования и науки России (Рособрнадзор) объявила об изменениях заданий, которые ждут выпускников школ этой весной.
– Мы меняем задания каждый год, уточняем формулировки, исключаем из контрольно-измерительных материалов задачи, по которым замечен слишком большой разброс верных и ошибочных ответов, – рассказал директор Федерального института педагогических измерений Андрей Ершов. – В этом году такие косметические изменения будут в заданиях по каждому предмету. Но больше всего новшеств ждет тех, кто выберет экзамены по истории, информатике и литературе.
В контрольно-измерительных материалах (заданиях) для ЕГЭ по истории станет меньше заданий, на которые могут быть даны однозначные ответы. Заданий с выбором правильных вариантов ответа из нескольких предложенных стало 21 вместо 27 штук, с кратким ответом – 12 заданий вместо 15, а развернутые ответы теперь надо дать на шесть вопросов вместо семи.
Вместо энциклопедических знаний и вызубренных дат от ребят потребуют продемонстрировать умение систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать и аргументировать собственную позицию.
Появится одно принципиально новое задание – С6. Выпускникам предложат написать сочинение о жизни и деятельности исторической личности. На выбор будут предложены три великих человека, жившие в разные эпохи. Писать можно о любом из них. Самое главное – на его примере показать свои обширные знания и умения.
В экзамене по литературе в блок заданий базового уровня сложности (часть В) введен новый тип вопросов: в них надо выбрать несколько ответов из списка предложенных или, например, указать, какой из приведенных отрывков текстов из какого произведения позаимствован.
Введена новая система оценки заданий части С: в заданиях С1–С4 будут снижать баллы за речевые ошибки, за задания С2 и С4 теперь можно набрать не 3, а целых 5 баллов, но для этого надо будет выполнить не три, а четыре требования составителей экзамена.
Максимальный (первичный балл) за экзаменационную работу увеличился с 39 до 45 баллов. С одной стороны, написать работу на высокую оценку вроде бы теперь будет труднее, зато «глупые» ошибки в первой части работы не смогут сильно испортить результаты для отличников.
В контрольно-измерительных материалах по информатике и информационно-компьютерным технологиям изменилось число заданий в первой и второй частях (в первой стало 13 вместо 18, а во второй – 15 вместо 10).
Стало больше вопросов по разделам «Элементы теории алгоритмов» и «Моделирование и компьютерный эксперимент». Зато ушла часть задачек на основы логики и системы счисления. Кроме того, в этом году вместо обработки графики выпускникам предложат поработать со звуковым файлом.
По всем остальным предметам новшества незначительные: чуть изменены отдельные задания, сокращена или увеличена на несколько вопросов часть А, изменены темы отдельных вопросов. В результате, например, в контрольно-измерительных материалах по физике все задачи собраны в третьей части. То есть туда вошли задания А22–А25 и С1–С6, то есть вся, так называемая вузовская, часть.
Государственная итоговая аттестация девятиклассников продолжится в прежнем режиме.
– У нас в этом году должен был завершиться эксперимент по ГИА, она должна была стать штатной процедурой, – объяснила глава Рособрнадзора Любовь Глебова. – Но мы не успели внести изменения в закон. Сейчас проект внесен, он рассматривается, через год ее могут принять. А пока все будет как в том году.
Несмотря на завершение экспериментальной стадии, в задания для ГИА в этом году войдет много нового. По разным предметам их дополнят, расширят, поменяют структуру. Самые большие изменения будут в заданиях по истории, литературе и иностранным языкам.
В трех регионах России: Иркутской, Ульяновской и Пензенской областях началась отработка новой модели сдачи Единого. Предполагается, что принимать экзамен будут в специальном центре сдачи, который никак не связан с образовательным ведомоством.
– Независимые организаторы экзамена и эксперты будут более объективными, – уверена Глебова. – На них нельзя будет никак надавить. Сейчас у нас около 5 процентов участников ЕГЭ сами сознаются, что мухлевали на экзамене. Им это удается из-за попустительства организаторов. В новых центрах, я уверена, контроль за соблюдением правил во время написания ЕГЭ будет абсолютным.
Пока что, правда, проект еще только в самом зачатке. В лучшем случае только в 2013 году экзаменационные центры откроют свои двери для экспериментальных тестов. И только отработав всю технологию, они смогут принимать ЕГЭ. Но через сколько лет это произойдет, предсказать никто не берется.