Общественный совет при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки подводил итоги года, а точнее – итоги ЕГЭ-2011.
Члены совета, среди которых директора школ, ученые-педагоги, журналисты и чиновники признали, что пора от простого подсчета баллов и количества сдавших и не сдавших ЕГЭ переходить к глубокому анализу этих данных. Чем, кстати, в Рособрнадзоре уже активно и занимаются.
Разгромное, по мнению некоторых членов совета, исследование «О чем расказали итоги ЕГЭ», представил директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.
«ЕГЭ – одна из немногих успешных массовых процедур в системе образования», – задал тон дискуссии Иван Валерьевич. И уточнил, что эта процедура была введена достаточно деликатно по отношению к содержанию образовательных программ по разным предметам. В других странах, где действует подобная система оценки знаний, по словам Ященко, особо не церемонятся, используя стандартные схемы для всех предметов.
«Поэтому некорректно сравнивать ребят, которые поступили, допустим, с 70 баллами на юриспруденцию или на механику, – сказал эксперт. – Подсчет баллов по обществознанию серьезно отличается от подсчета баллов по физике или математике».
По данным исследования, в группе риска по ЕГЭ около 10% школьников. Это те, кто не преодолевает так называемый положительный «порог» баллов. Проще говоря, каждый год среди сдающих ЕГЭ десятая часть получает «двойки».
«В 2011 году этот процент оказался чуть выше среднего: примерно 15 процентов выпускников не были в полной мере готовы к освоению программы 10–11-го класса, – актуализировал данные Иван Ященко. – Из-за этого учителя были вынуждены перестраивать программы, чтобы, как говорится, натаскивать менее успешных ребят на сдачу ЕГЭ, забывая о тех, кто посильнее».
Нужно срочно делить старшую школу на профили, уверен Ященко. Причем не только на гуманитарный и технический, как это делается в некоторых школах сегодня, а на более узкие. Никакой катастрофы в том, что кому-то не удается освоить предмет на каком-то этапе. Важно, чтобы было желание в принципе его изучать.
Практически сенсацией стали данные о том, что из-за разницы в баллах ЕГЭ по русскому языку на инженерные специальности в технических вузах зачастую попадают не совсем те, кому туда надо. Дело в том, что при составлении списков зачисленных в вузы баллы суммируются. Девушка с 80 баллами по русскому языку и, допустим, 50 – по физике, может оказаться в списке выше технаря с 70 баллами по физике и 50 – по русскому. И поступит. А юный техник останется не у дел. В Рособрнадзоре проблему услышали и, похоже, через год в правилах приема в вузы появятся изменения.
«Мы уже подготовили предложения для того, чтобы в правилах приема баллы по профильному предмету имели другой вес в каждом направлении подготовки по сравнению с непрофильными предметами, – отреагировала на данные исследования глава Рособрнадзора Любовь Глебова. – Возможно, это будет некий повышающий коэффициент. На будущий год мы уже не имеем права менять нормативную базу, так что на 2012/2013 учебный год все останется как есть. А вот в 2013/2014 году, скорее всего, изменения уже появятся».
Еще одной новостью стало то, что, оказывается, выпускники небольших сельских школ при поступлении в вузы на естественно-научные специальности ничем не уступают своим однокашникам из крупных городов.
В адрес Совета при Рособрнадзоре пришло письмо из Южно-Сахалинска. Елена Федорова, директор южно-сахалинской гимназии № 1 имени Пушкина, «развенчивает» многие мифы ЕГЭ, которые все еще переходят из уст в уста среди обывателей. По ее мнению, ЕГЭ вопреки домыслам не увеличивает, а снижает психологическую нагрузку на школьников, которым теперь нужно сдавать по окончании школы всего один экзамен. Но главным аргументов «за» ЕГЭ в письме директора школы стала история Татьяны Веровской, выпускницы 2011 года школы из Северо-Курильска – одного из самых отдаленных районов России. Девушка набрала высокие баллы: 94 – по истории, 95 – по русскому, 100 – по обществознанию. Ни в какой олимпиаде успешная ученица не смогла принять участие – слишком трудно добираться даже до Южно-Сахалинска на очный тур: двое суток, вертолет и паром. А благодаря ЕГЭ Татьяна теперь – студентка Орловского технического госуниверситета.
«ЕГЭ – это отличный инструмент не только управления системой образования и исследования ее качества, – отметил ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. – Это еще и социализация наших детей. Думаю, пора уже начинать исследовать не то, как учатся те, кто сдал ЕГЭ, а то, как и где они работают. Те, кто сдавал Единый в самом его начале, в 2003 году, наверняка уже устроились».
Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике, истории и литературе в 2012 году существенно изменятся. В КИМах по истории школьнику предложат написать сочинение, а в заданиях по информатике – обработать звук. По словам директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Андрея Ершова также сокращено число заданий с выбором ответа в материалах по истории, обществознанию, химии, географии. Добавлены новые задания в материалы по математике, литературе, биологии, географии, обществознанию, информатике.
В КИМах по истории сокращено с 27 до 21 число заданий с выбором ответа, с 15 до 12 – с кратким ответом, с 7 до 6 – с развернутым ответом. В части С появилось историческое сочинение, предполагающее анализ деятельности личности, причем выпускник имеет возможность выбрать одного из трех деятелей различных эпох.