В вузах введут специальный коэффициент для ЕГЭ по профильным предметам

Общественный совет при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки подводил итоги года, а точнее – итоги ЕГЭ-2011.

Члены совета, среди которых директора школ, ученые-педагоги, журналисты и чиновники признали, что пора от простого подсчета баллов и количества сдавших и не сдавших ЕГЭ переходить к глубокому анализу этих данных. Чем, кстати, в Рособрнадзоре уже активно и занимаются.

Разгромное, по мнению некоторых членов совета, исследование «О чем расказали итоги ЕГЭ», представил директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.

«ЕГЭ – одна из немногих успешных массовых процедур в системе образования», – задал тон дискуссии Иван Валерьевич. И уточнил, что эта процедура была введена достаточно деликатно по отношению к содержанию образовательных программ по разным предметам. В других странах, где действует подобная система оценки знаний, по словам Ященко, особо не церемонятся, используя стандартные схемы для всех предметов.

«Поэтому некорректно сравнивать ребят, которые поступили, допустим, с 70 баллами на юриспруденцию или на механику, – сказал эксперт. – Подсчет баллов по обществознанию серьезно отличается от подсчета баллов по физике или математике».

По данным исследования, в группе риска по ЕГЭ около 10% школьников. Это те, кто не преодолевает так называемый положительный «порог» баллов. Проще говоря, каждый год среди сдающих ЕГЭ десятая часть получает «двойки».

«В 2011 году этот процент оказался чуть выше среднего: примерно 15 процентов выпускников не были в полной мере готовы к освоению программы 10–11-го класса, – актуализировал данные Иван Ященко. – Из-за этого учителя были вынуждены перестраивать программы, чтобы, как говорится, натаскивать менее успешных ребят на сдачу ЕГЭ, забывая о тех, кто посильнее».

Нужно срочно делить старшую школу на профили, уверен Ященко. Причем не только на гуманитарный и технический, как это делается в некоторых школах сегодня, а на более узкие. Никакой катастрофы в том, что кому-то не удается освоить предмет на каком-то этапе. Важно, чтобы было желание в принципе его изучать.

Практически сенсацией стали данные о том, что из-за разницы в баллах ЕГЭ по русскому языку на инженерные специальности в технических вузах зачастую попадают не совсем те, кому туда надо. Дело в том, что при составлении списков зачисленных в вузы баллы суммируются. Девушка с 80 баллами по русскому языку и, допустим, 50 – по физике, может оказаться в списке выше технаря с 70 баллами по физике и 50 – по русскому. И поступит. А юный техник останется не у дел. В Рособрнадзоре проблему услышали и, похоже, через год в правилах приема в вузы появятся изменения.

«Мы уже подготовили предложения для того, чтобы в правилах приема баллы по профильному предмету имели другой вес в каждом направлении подготовки по сравнению с непрофильными предметами, – отреагировала на данные исследования глава Рособрнадзора Любовь Глебова. – Возможно, это будет некий повышающий коэффициент. На будущий год мы уже не имеем права менять нормативную базу, так что на 2012/2013 учебный год все останется как есть. А вот в 2013/2014 году, скорее всего, изменения уже появятся».

Еще одной новостью стало то, что, оказывается, выпускники небольших сельских школ при поступлении в вузы на естественно-научные специальности ничем не уступают своим однокашникам из крупных городов.

В адрес Совета при Рособрнадзоре пришло письмо из Южно-Сахалинска. Елена Федорова, директор южно-сахалинской гимназии № 1 имени Пушкина, «развенчивает» многие мифы ЕГЭ, которые все еще переходят из уст в уста среди обывателей. По ее мнению, ЕГЭ вопреки домыслам не увеличивает, а снижает психологическую нагрузку на школьников, которым теперь нужно сдавать по окончании школы всего один экзамен. Но главным аргументов «за» ЕГЭ в письме директора школы стала история Татьяны Веровской, выпускницы 2011 года школы из Северо-Курильска  – одного из самых отдаленных районов России. Девушка набрала высокие баллы: 94 – по истории, 95 – по русскому, 100 – по обществознанию. Ни в какой олимпиаде успешная ученица не смогла принять участие – слишком трудно добираться даже до Южно-Сахалинска на очный тур: двое суток, вертолет и паром. А благодаря ЕГЭ Татьяна теперь – студентка Орловского технического госуниверситета.

«ЕГЭ – это отличный инструмент не только управления системой образования и исследования ее качества, – отметил ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. – Это еще и социализация наших детей. Думаю, пора уже начинать исследовать не то, как учатся те, кто сдал ЕГЭ, а то, как и где они работают. Те, кто сдавал Единый в самом его начале, в 2003 году, наверняка уже устроились».

Новинки ЕГЭ-2012

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике, истории и литературе в 2012 году существенно изменятся. В КИМах по истории школьнику предложат написать сочинение, а в заданиях по информатике – обработать звук. По словам директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Андрея Ершова также сокращено число заданий с выбором ответа в материалах по истории, обществознанию, химии, географии. Добавлены новые задания в материалы по математике, литературе, биологии, географии, обществознанию, информатике.

В КИМах по истории сокращено с 27 до 21 число заданий с выбором ответа, с 15 до 12 – с кратким ответом, с 7 до 6 – с развернутым ответом. В части С появилось историческое сочинение, предполагающее анализ деятельности личности, причем выпускник имеет возможность выбрать одного из трех деятелей различных эпох.

Мария Агранович Российская газета

Другие записи

12.08.2016. Отборочный тур олимпиады «Ломоносов» по праву
Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова приглашает принять участие в отборочном этапе олимпиады «Ломоносов» по праву, который проходит в период с 15 ноября 2011 г. по 24 января 2012 г. в заочной…
12.08.2016. Открыт набор в детский сад «Надюша» для детей от 3 лет
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос здоровым, в веселой и свободной атмосфере, ведь именно при таких условиях в полной мере развиваются индивидуальные способности каждого ребенка. И именно для…
12.08.2016. МЭСИ приглашает на бесплатное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) совместно с Московским фондом подготовки кадров при содействии Департамента социальной защиты населения города Москвы и…
12.08.2016. Платное бесплатное образование
Исследования, заказанные Общественной палатой НИУ «Высшая школа экономики», свидетельствуют: кризис не помешал родителям вкладываться в образование детей. 80% коммерческих студентов учатся в государственных…
12.08.2016. Студентам Дальневосточного федерального университета будут выдавать дипломы вузов США
Владивосток подтверждает неформальный статус «российского Сан-Франциско»: в 2012-2013 учебном году Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) начинает реализацию совместных образовательных программ…