Высшая школа экономики опубликовала исследование об оценке выгодности высшего образования. Согласно полученным результатам, в 90-х годах уровень экономической отдачи от высшего образования был довольно высоким. Так, в 1990 году один год обучения в вузе означал прибавку к зарплате в 4,2%, в 1998 – 7%, в 2004 – 8%. Однако с 2000 года в России развивается бизнес «псевдообразования», в связи с чем экономическая отдача от высшего образования в 2009 году сократилась до 7%. По оценкам исследователей, тенденция снижения экономической отдачи от высшего образования в ближайшие годы сохранится.
Комментарии экспертов
Канторович Григорий Гельмутович, проректор, кандидат физико-математических наук, профессор
Государственный университет – Высшая школа экономики
На мой взгляд, в настоящее время нет оснований для того, чтобы говорить о снижении экономической привлекательности высшего образования. Приведенные выше результаты исследования представляются связанными с влиянием двух основных факторов. Это некоторая объяснимая смещенность выборки, в которую не были включены представители как наиболее высокодоходных, так и наиболее низкодоходных слоев населения из числа людей, имеющих и не имеющих высшее образование, а также значительное увеличение массовости высшего образования в 2009 году по сравнению с 90-ми годами. Сегодня доля людей, получивших высшее образование, от общей численности взрослого населения, занятого в экономике, в несколько раз превышает показатель 90-х годов, в связи с чем значительно возросла и дифференциация заработной платы людей с высшим образованием, что способствует кажущемуся снижению разницы между средними зарплатами людей с высшим образованием и без.
Таким образом, в настоящее время скорее наблюдается рост дифференциации экономической отдачи от высшего образования, чем снижение его экономической выгодности и привлекательности. И основным фактором, лежащим в основе этой тенденции, является увеличение массовости высшего образования, стимулируемое представлением о том, что в современном обществе без высшего образования человеку очень сложно социально адаптироваться и реализоваться. Как будет развиваться отмеченная тенденция в дальнейшем, сложно прогнозировать.
Леви Дмитрий Андреевич, руководитель программы «Прикладная информатика в сфере международных отношений», кандидат политических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет, факультет международных отношений
Говоря о ценности высшего образования, в частности его экономической отдаче, необходимо принимать во внимание тот факт, что образование образованию рознь. То, что в российском высшем образовании происходит расслоение уровней, известно уже давно. По отношению к факторам экономического характера более надежной гарантией качества образования является репутация вуза, ценность и признание его диплома как в России, так и среди международного сообщества.
В частности, диплом факультета международных отношений СПбГУ открывает двери ко многим карьерным возможностям, которые при его отсутствии просто были бы закрыты. Во многом это обеспечивает членство факультета в Ассоциации профессиональных школ международных отношений (APSIA), объединяющей около 30 университетов и образовательных центров разных стран мира. Участие в APSIA свидетельствует о соответствии качества образования на факультете международных отношений СПбГУ самым высоким международным стандартам (Йельскому, Гарвардскому, Пристонскому и некоторым другим ведущим мировым университетам), а для выпускников факультета открывает возможности трудоустройства в США и странах Евросоюза.
На мой взгляд, утверждения о снижении экономической отдачи от высшего образования в России не соответствуют действительности. В то же время не наблюдается и обратного процесса – в России сегодня очень трудно развивать любой бизнес, идеи утекают из страны, несмотря на заявления власти о наличии всех условий для их реализации. Ценность высшего образования не снижается, но она и не растет – для роста пока не созданы объективные предпосылки. В сложившейся ситуации наличие качественного диплома о высшем образовании является одним из ключевых условий его высокой экономической отдачи, гарантией знаний специалиста, своеобразным членским билетом престижного клуба.