Треть опрошенных на сайте EXAMEN.RU школьников и абитуриентов считают, что ни один предмет ЕГЭ не должен быть обязательным для сдачи, еще треть предпочли бы ограничиться одним обязательным предметом. Лишь около 15% участвовавших в опросе респондентов считают, что в будущем целесообразно, кроме русского языка и математики, сделать обязательными еще один или даже несколько предметов.
Один предмет |
20,3% |
Два предмета |
32,2% |
Три предмета |
9,9% |
Четыре и более предметов |
4,6% |
Ни одного, все предметы по выбору |
33,0% |
Участниками опроса стали 479 посетителей сайта www.examen.ru.
Согласно действующей системе, для всех выпускников общеобразовательных школ обязательными являются два экзамена в форме ЕГЭ: русский язык и математика. Для подтверждения освоения школьной программы и получения аттестата учащимся необходимо по каждому обязательному предмету набрать количество баллов, не меньшее порога, установленного Рособрнадзором.
При этом, если выпускник школы планирует продолжить образование в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, ему, помимо обязательных, необходимо сдать предметы по выбору в форме ЕГЭ. В 2009 году список ЕГЭ по выбору включал 9 предметов, из которых учащийся мог выбрать для сдачи любое число.
Среди посетителей сайта, принявших участие в опросе, около третьей части (32,2%) придерживается точки зрения, согласно которой существующая система, определяющая в качестве обязательных два экзамена в форме ЕГЭ, является оптимальной. При этом более половины участвовавших в опросе (53,3%) высказались в пользу снижения количества обязательных экзаменов в форме ЕГЭ. Так, пятая часть участников опроса (20,3%) полагает, что сохранение одного обязательного экзамена в форме ЕГЭ было бы вполне достаточным, а 33% участников считают, что практику обязательных экзаменов в форме ЕГЭ целесообразно упразднить, предоставив учащимся выпускных классов школ возможность сдавать все экзамены по выбору.
В то же время, по мнению некоторых участников опроса (14,5%), количество обязательных экзаменов в форме ЕГЭ, сдаваемых выпускниками общеобразовательных школ, следует увеличить: наличие трех обязательных экзаменов считают оптимальным 9,9% участвовавших в опросе, а четырех и более обязательных предметов - 4,6% участвовавших в опросе.
Комментарии экспертов
Березин Борис Иванович, заместитель декана по учебной работе
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет Вычислительной математики и кибернетики
Двух обязательных экзаменов в форме ЕГЭ для выпускников школ вполне достаточно. И вполне естественно, что этими предметами являются математика и русский язык. Хотя мне, честно говоря, обидно за физику, ее тоже можно было бы включить в число обязательных предметов. С другой стороны - непонятно, нужно ли гуманитарию знать физику.
Количество экзаменов, учитываемых при поступлении в вуз, которое сегодня соответствует трем-пяти предметам, также представляется адекватным. Вместе с тем, было бы лучше, если бы вузам предоставили право самостоятельно выбирать предметы, необходимые для поступления, в том числе и профильный экзамен (не из числа 4-5 предметов, определенных Министерством образования и науки для того или иного направления специализации, а по собственному разумению).
Если же говорить в целом об эффективности ЕГЭ как формы оценки знаний выпускников школ, то, на мой взгляд, она достаточно адекватна. Сильный школьник получает высокий балл по ЕГЭ. Обратное неверно. Высокий балл, полученный по результатам сдачи ЕГЭ, не обязательно является отражением соответствующего высокого уровня подготовки абитуриента, и говорить о полной объективности ЕГЭ не представляется возможным. Основной недостаток ЕГЭ связан с тем, что он не предполагает проверку у абитуриентов знания и умения доказывать теоремы, умения преобразовывать, выводить. Это негативно сказывается на уровне математического образования - вместо того, чтобы выводить решение, абитуриенты начинают его угадывать.
Родионов Василий Юрьевич, ответственный секретарь приемной комиссии
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Задача ЕГЭ состоит в проверке уровня знаний выпускников школ на соответствие требованиям аттестации о среднем (полном) общем образовании. Существующая практика, когда индикаторами уровня общего образования выпускника являются только два предмета (математика и русский язык), является недостаточно объективной, поскольку не отражает достоверно уровень именно общей образованности человека. Если выпускник школы не знает, к примеру, элементарных основ физики, химии, биологии, как можно говорить о том, что его уровень общего образования удовлетворителен, и выдавать соответствующий аттестат?
Для того, чтобы итоговая процедура аттестации выпускников общеобразовательных школ соответствовала своей задаче и действительно оценивала уровень общего образования, необходимо, чтобы число обязательных экзаменов в форме ЕГЭ было существенно увеличено. На мой взгляд, оптимальным являлось бы введение 5-7 обязательных предметов - к математике и русскому языку целесообразно было бы добавить такие предметы, как физика, химия, биология, литература, информатика. При этом, безусловно, важным аспектом, является проработка вопроса о возможности расширения числа обязательных экзаменов в форме ЕГЭ с финансовой точки зрения. При сохранении действующей практики сдачи выпускниками школ двух обязательных экзаменов в форме ЕГЭ следует отходить от принятой терминологии «среднее (полное) общее образование».