Вопреки ряду распространенных стереотипов, в России по специальности чаще всего работают выпускники вузов, а не техникумов и колледжей. Хотя они составляют лишь немногим более половины (51%) всех обладателей университетских дипломов, можно, пускай и с некоторыми оговорками, сказать, что выбор факультета серьезно влияет на всю дальнейшую жизнь абитуриента.
Но каким образом они делают этот выбор? По словам замминистра просвещения РФ Ирины Потехиной, около 70% детей выбирают профессию под давлением своих родителей. И это уже в ближайшем будущем может привести к серьезным проблемам.
Большинство родителей дает советы своим детям соотносясь с собственным опытом. В этом, по мнению экспертов, и заключается опасность. Сегодня ситуация на рынке труда значительно отличается от реалий 25-35-летней давности, ориентируясь на которые в вузы поступали родители нынешних 11-классников. А через десять лет она преобразится еще кардинальнее.
Технологии стремительно меняют привычный уклад жизни. По прогнозам директора Фонда развития интернет-инициатив Кирилла Варламова, в ближайшие 10 лет в России могут исчезнуть до 6 миллионов рабочих мест, а еще 25 миллионов – серьезно трансформируются. И это касается не только «рабочих» профессий, но и специалистов, занятых интеллектуальной деятельностью: бухгалтеров, младшего юридического персонала, кадровиков, банковских служащих и др.
Поэтому выслушивая очередные советы родителей о том, куда вам следует поступать, задайтесь вопросом: не исчезнет ли эта профессия к тому моменту, когда вы закончите учебу?
Впрочем, не стоит преувеличивать степень зашоренности старшего поколения и вместе с этим преуменьшать собственную. Да, родители, выбирая будущую специальность для своего ребенка, действительно часто берут в расчет нерелевантные данные и прогнозы, к которым также примешиваются личные симпатии и антипатии. Но выбор их детей зачастую оказывается еще менее мотивированным.
Нередко 11-классники ищут вуз и факультет, ориентируясь исключительно на проходные баллы ЕГЭ. Которые, разумеется, крайней важны при поступлении, но не играют практически никакой роли после него. В итоге, мотивация сдать и поступить у многих подменяет понимание того, для чего это им необходимо и будет ли им интересна выбранная специальность в дальнейшем. Поэтому для большинства будущих студентов наиболее честной стратегией будет признать, что их представления о своей будущей карьере едва ли более логичны и правдоподобны, чем у их родителей.
Вместо того чтобы пытаться доказать друг другу свою правоту, старшему и младшему поколению стоит начать искать нужную информацию сообща. Во-первых, стоит пройти профориентационное тестирование, будет полезно, если подростки будут делать это совместно с родителями и вместе обсуждать полученные результаты. Во-вторых, нужно заблаговременно посетить намеченные вузы, не ориентируясь лишь на информацию на сайте и отзывы знакомых. Большинство учебных заведений проводят дни открытых дверей за 4–5 месяцев до начала приемной кампании. Не стоит забывать и про экскурсии, организуемые предприятиями и компаниями (хотя в течение следующих 4–5 лет там наверняка многое поменяется, это отличный шанс получить представление об отрасли из первых рук). В-третьих, даже если до предполагаемого поступления осталось еще много времени, можно посещать образовательные выставки и форумы: будущие абитуриенты и их родители имеют возможность не только ознакомиться с предложениями большого количества вузов всего за несколько часов, но и лично пообщаться с их представителями и задать интересующие их вопросы.
Текст подготовил Лев Никитин