Высшее образование: оно того стоит?

Во всем мире высшее образование считается одним из маркеров обладания высоким социальным статусом. Престижный диплом – залог построения успешной карьеры и стабильного дохода. Высокая стоимость обучения не отпугивает абитуриентов, ведь они уверены, что инвестиции в образование окупятся: несмотря на среднюю стоимость годового обучения в 46,5 тысяч долларов, количество поступающих в Гарвардский университет каждый год стабильно растет (хотя пробиться через приемную комиссию удается менее 5%).

Но действительно ли высшее образование позволяет получать в разы больше и быстрее подниматься по карьерной лестнице?

Диплом = деньги

Диплом = деньги

Если вам нужен односложный ответ – то «да», диплом вуза обеспечит вам более высокий доход и более широкие возможности для продвижения по службе. По статистике, в большинстве стран мира обладатели научной степени получают больше, чем их менее квалифицированные коллеги. Доход бакалавров примерно в полтора раза больше, чем у работников без диплома на аналогичных должностях, магистров – примерно в два раза больше. И, разумеется, практически в каждой сфере для тех, кто не получил высшего образования, существует собственный «стеклянный потолок». Он может быть относительно высоким, как в сфере продаж или на творческих должностях, или же очень низким, как во всех областях, связанных с научно-техническими разработками. Важно одно – случаи, когда работник без высшего образования смог получить руководящую должность исключительно благодаря своим деловым качествам и талантам, весьма и весьма редки. Не стоит забывать, что построению карьеры способствуют не только полученные в университете знания и навыки, но и завязанные там же полезные знакомства (особенно это касается наиболее престижных университетов, имеющих тесные связи с крупными компаниями и государственными структурами).

Ситуация в России в целом схожа с общемировой. Согласно исследованиям НИУ «Высшая школа экономики», уровень образования не всегда напрямую коррелирует с уровнем заработной платы, но он всегда означает большую вероятность получения руководящей должности, являющейся более денежной. Впрочем, не обязательно становиться начальником для того, чтобы получать больше, – согласно тому же исследованию, постоянное повышение собственной квалификации благодаря учебе в аспирантуре/докторантуре, прохождению учебных курсов может значительно повлиять на уровень заработка. Не стоит забывать, что получение ведущих должностей во многих государственных структурах, даже не связанных с исследовательской деятельностью, требует степени кандидата или доктора наук. Многое также зависит от вуза и выбранного направления подготовки. Так, выпускники технических факультетов РГУНГ им. И.М. Губкина или МГТУ им. Н.Э. Баумана уже на старте могут рассчитывать на зарплату вдвое выше средней по рынку.

Умерьте свой энтузиазм

Впрочем, наравне с распространенностью мнения о ценности высшего образования, не реже слышатся голоса тех, кто уверен, что «рабочая профессия» может принести гораздо больше денег, чем диплом не самого известного вуза. Так ли это? Отчасти – да.

В российском обществе давно укоренилось мнение о едва ли не всеобщем высшем образовании. Однако данные переписи населения дают иные результаты – в 2010 году диплом университета имели не более 27% россиян в возрасте от 25 до 64 лет. Безусловно, с тех пор ситуация поменялась, сегодня в вузы поступают около 60% всех выпускников школ. Правда, неизвестно, скольким из школьников удается его окончить и сколько из них уходят в техникумы после 9-го класса. Огромную роль в выборе между высшим и средним специальным образованием играет региональный фактор. Если в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках количество вакансий, требующих высшего образования, достаточно велико, то в менее крупных городах спрос на высококвалифицированных специалистов относительно мал либо же наличие диплома не дает существенного прироста в зарплате. Гораздо больше шансов рассчитывать на конкурентный уровень заработной платы у выпускников техникумов и колледжей, обладающих достаточными навыками для работы на должностях среднего звена на производствах.

Впрочем, статистика показывает, что даже ожидания жителей мегаполисов бывают завышенными, а единственные, кто не испытывают иллюзий по поводу зарплаты на стартовой позиции после выпуска, – это студенты, начавшие работать еще на старших курсах. С чем связана подобная ситуация? Отчасти – с недоверием работодателей к уровню практической подготовки, которую может дать вуз. Также влияние оказывает массовость высшего образования в крупных городах – когда каждый соискатель имеет диплом, сам факт его наличия теряет всяческую ценность, на первый план выходит практический опыт, участие в стажировках, наличие реализованных научных проектов.

Игра в долгую

Игра в долгую

Получается, единственная польза от высшего образования – мнимый престиж «человека с образованием»? Отнюдь нет.

Если в краткосрочной перспективе доходы выпускников высших и средних специальных учебных заведений могут различаться не слишком сильно, то с годами ситуация меняется. После 30 лет подняться выше по карьерной лестнице удается лишь примерно 20% представителей «рабочих» профессий, в то время как высококвалифицированные специалисты нередко получают повышения на протяжении всей жизни. Больше всего прирост заработной платы в долгосрочной перспективе заметен на примере программ MBA: если на старте магистры делового администрирования могут рассчитывать на зарплату в 90 тысяч рублей, то спустя пять лет работы она вполне может составлять 350 тысяч рублей и более.

Высшее образование также предоставляет гораздо больше возможностей для маневра. В 13–14 лет достаточно сложно адекватно оценить финансовые перспективы той или иной профессии на годы вперед (не говоря уже о своем желании ей заниматься). При этом кардинально сменить сферу деятельности работникам со средним специальным образованием достаточно проблематично. Учащиеся вузов более свободны в этом плане – в школе у них есть на два года больше времени на выбор будущей профессии. Бакалаврам проще поменять вуз или даже направление подготовки. Позже у них появляется возможность поступить в магистратуру на другой профиль.

Получать высшее образование или нет – личное решение каждого. И его вряд ли стоит принимать, руководствуясь исключительно соображениями материальной выгоды. Любовь к своему делу, без которой не преуспеть ни в одной профессии, не привьют ни в одном университете. А вот привычку к самосовершенствованию и самостоятельному поиску нового – пожалуй.

Текст подготовил Лев Никитин.

Другие записи

05.12.2018. Топ-5 образовательных направлений в 2019 году
Когда в старших классах школы приходит пора определяться с выбором вуза (и, соответственно, карьерного пути), мнения советчиков разделяются. Кто-то говорит, что стоит доверять зову сердца. Другие советуют…
04.12.2018. Позиция вуза в рейтинге «Три миссии университета» будет учитываться при аккредитации
Дебаты по поводу необходимости изменений в системе аккредитации вузов продолжаются в российском академическом сообществе. За прошедшие годы она существенно ужесточилась, что серьезно отразилось на количестве…
04.12.2018. ЕГЭ по информатике полностью переведут в электронный формат
В 2019 году ЕГЭ отметит десятилетний юбилей – именно в 2009 году он окончательно стал единственной формой выпускных экзаменов во всех общеобразовательных учреждениях РФ. Несмотря на множество противоречивых…
04.12.2018. Названы самые популярные вузы у победителей олимпиад
Каждый год в России в различных олимпиадах участвуют несколько миллионов школьников. Призеры регионального и всероссийского этапов получают серьезное преимущество при поступлении в высшие учебные заведения.…
28.11.2018. Обучение за рубежом: США vs. Европа
Одна из ключевых причин, по которой многие отправляются на учебу в другую страну, – желание получить новый, отличный от привычного образовательный опыт. Иная культура преподавания, иная студенческая, да…