Во всем мире высшее образование считается одним из маркеров обладания высоким социальным статусом. Престижный диплом – залог построения успешной карьеры и стабильного дохода. Высокая стоимость обучения не отпугивает абитуриентов, ведь они уверены, что инвестиции в образование окупятся: несмотря на среднюю стоимость годового обучения в 46,5 тысяч долларов, количество поступающих в Гарвардский университет каждый год стабильно растет (хотя пробиться через приемную комиссию удается менее 5%).
Но действительно ли высшее образование позволяет получать в разы больше и быстрее подниматься по карьерной лестнице?
Если вам нужен односложный ответ – то «да», диплом вуза обеспечит вам более высокий доход и более широкие возможности для продвижения по службе. По статистике, в большинстве стран мира обладатели научной степени получают больше, чем их менее квалифицированные коллеги. Доход бакалавров примерно в полтора раза больше, чем у работников без диплома на аналогичных должностях, магистров – примерно в два раза больше. И, разумеется, практически в каждой сфере для тех, кто не получил высшего образования, существует собственный «стеклянный потолок». Он может быть относительно высоким, как в сфере продаж или на творческих должностях, или же очень низким, как во всех областях, связанных с научно-техническими разработками. Важно одно – случаи, когда работник без высшего образования смог получить руководящую должность исключительно благодаря своим деловым качествам и талантам, весьма и весьма редки. Не стоит забывать, что построению карьеры способствуют не только полученные в университете знания и навыки, но и завязанные там же полезные знакомства (особенно это касается наиболее престижных университетов, имеющих тесные связи с крупными компаниями и государственными структурами).
Ситуация в России в целом схожа с общемировой. Согласно исследованиям НИУ «Высшая школа экономики», уровень образования не всегда напрямую коррелирует с уровнем заработной платы, но он всегда означает большую вероятность получения руководящей должности, являющейся более денежной. Впрочем, не обязательно становиться начальником для того, чтобы получать больше, – согласно тому же исследованию, постоянное повышение собственной квалификации благодаря учебе в аспирантуре/докторантуре, прохождению учебных курсов может значительно повлиять на уровень заработка. Не стоит забывать, что получение ведущих должностей во многих государственных структурах, даже не связанных с исследовательской деятельностью, требует степени кандидата или доктора наук. Многое также зависит от вуза и выбранного направления подготовки. Так, выпускники технических факультетов РГУНГ им. И.М. Губкина или МГТУ им. Н.Э. Баумана уже на старте могут рассчитывать на зарплату вдвое выше средней по рынку.
Впрочем, наравне с распространенностью мнения о ценности высшего образования, не реже слышатся голоса тех, кто уверен, что «рабочая профессия» может принести гораздо больше денег, чем диплом не самого известного вуза. Так ли это? Отчасти – да.
В российском обществе давно укоренилось мнение о едва ли не всеобщем высшем образовании. Однако данные переписи населения дают иные результаты – в 2010 году диплом университета имели не более 27% россиян в возрасте от 25 до 64 лет. Безусловно, с тех пор ситуация поменялась, сегодня в вузы поступают около 60% всех выпускников школ. Правда, неизвестно, скольким из школьников удается его окончить и сколько из них уходят в техникумы после 9-го класса. Огромную роль в выборе между высшим и средним специальным образованием играет региональный фактор. Если в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках количество вакансий, требующих высшего образования, достаточно велико, то в менее крупных городах спрос на высококвалифицированных специалистов относительно мал либо же наличие диплома не дает существенного прироста в зарплате. Гораздо больше шансов рассчитывать на конкурентный уровень заработной платы у выпускников техникумов и колледжей, обладающих достаточными навыками для работы на должностях среднего звена на производствах.
Впрочем, статистика показывает, что даже ожидания жителей мегаполисов бывают завышенными, а единственные, кто не испытывают иллюзий по поводу зарплаты на стартовой позиции после выпуска, – это студенты, начавшие работать еще на старших курсах. С чем связана подобная ситуация? Отчасти – с недоверием работодателей к уровню практической подготовки, которую может дать вуз. Также влияние оказывает массовость высшего образования в крупных городах – когда каждый соискатель имеет диплом, сам факт его наличия теряет всяческую ценность, на первый план выходит практический опыт, участие в стажировках, наличие реализованных научных проектов.
Получается, единственная польза от высшего образования – мнимый престиж «человека с образованием»? Отнюдь нет.
Если в краткосрочной перспективе доходы выпускников высших и средних специальных учебных заведений могут различаться не слишком сильно, то с годами ситуация меняется. После 30 лет подняться выше по карьерной лестнице удается лишь примерно 20% представителей «рабочих» профессий, в то время как высококвалифицированные специалисты нередко получают повышения на протяжении всей жизни. Больше всего прирост заработной платы в долгосрочной перспективе заметен на примере программ MBA: если на старте магистры делового администрирования могут рассчитывать на зарплату в 90 тысяч рублей, то спустя пять лет работы она вполне может составлять 350 тысяч рублей и более.
Высшее образование также предоставляет гораздо больше возможностей для маневра. В 13–14 лет достаточно сложно адекватно оценить финансовые перспективы той или иной профессии на годы вперед (не говоря уже о своем желании ей заниматься). При этом кардинально сменить сферу деятельности работникам со средним специальным образованием достаточно проблематично. Учащиеся вузов более свободны в этом плане – в школе у них есть на два года больше времени на выбор будущей профессии. Бакалаврам проще поменять вуз или даже направление подготовки. Позже у них появляется возможность поступить в магистратуру на другой профиль.
Получать высшее образование или нет – личное решение каждого. И его вряд ли стоит принимать, руководствуясь исключительно соображениями материальной выгоды. Любовь к своему делу, без которой не преуспеть ни в одной профессии, не привьют ни в одном университете. А вот привычку к самосовершенствованию и самостоятельному поиску нового – пожалуй.
Текст подготовил Лев Никитин.