C 2020 года выпускники 9-х классов российских школ смогут выбирать, какие именно предметы они хотят изучать в оставшиеся два года перед ЕГЭ. Старшеклассникам предстоит выбрать одно из направлений – естественно-научное, гуманитарное, социально-экономическое, технологическое либо же взять универсальный профиль. Таким образом, они могут полностью отказаться от изучения многих общеобразовательных предметов, в частности химии, входящей в естественно-научное направление наравне с физикой, биологией и естествознанием.
Знания современных школьников по химии и так достаточно сложно назвать прочными. В ходе исследования качества образования, в котором приняли участие 25 тысяч учащихся со всей страны, удовлетворительные результаты по химии продемонстрировали лишь 20% из них. Подобный уровень подготовки эксперты связывают, во-первых, с недостаточной оснащенностью химических лабораторий в школах (а в 5 тысячах учебных заведений они отсутствуют вовсе), во-вторых, с малым количеством практических задач, вытесненных в учебном плане большим количеством сухой теории, не способной в достаточной мере заинтересовать учащихся.
Многие преподаватели уже выступили с критикой новой системы. По их мнению, подобное разделение предметов может создать множеству выпускников школ серьезные проблемы в университетах, чьи программы требуют фундаментальных знаний по всем естественным общеобразовательным дисциплинам, а не только по включенным в то или иное направление.
Текст подготовил Лев Никитин.