Хороших репетиторов на образовательном рынке мало

Репетиторство в нашей стране имеет давние традиции. Времена меняются, но нам по-прежнему нужны профессиональные  преподаватели, которые помогут ребенку справиться с трудными предметами или с нежеланием учиться. О сложностях и преимуществах репетиторства рассуждает в интервью РИА Новости старший преподаватель кафедры математической экономики и эконометрики НИУ ВШЭ Андрей Мамонтов.

– Андрей Александрович, вы как профессиональный вузовский преподаватель имеете и большой репетиторский опыт. Что, на ваш взгляд, изменилось в институте репетиторства с введением ЕГЭ?

– С момента введения ЕГЭ «рынок» репетиторов сместился к школе. Точнее, туда его сместили родители, которые хотят поскорее получить «результат». Но, с моей точки зрения, основная масса школьных учителей не настолько хорошо подготовлена, чтобы правильно ввести абитуриента в будущую университетскую жизнь. У них, так сказать, взгляд на подготовку к ЕГЭ снизу вверх. Как правило, такое репетиторство предполагает разбор занятий прошлогоднего ЕГЭ. Но это некорректно. Надо идейную часть разбирать.

– То есть старшеклассники, которые обращаются к репетиторам, чтобы их «натаскали» на экзамены в определенный вуз,  впустую тратят время и деньги?

– Именно так. Само понятие «натаскивания» – в корне не верно. Скажем, математика. Да, в ней есть мелкая специфика, разные типы задачек – в разных вузах. Но «натаскать» на математику невозможно. К примеру, в этом году в части «В» ЕГЭ по математике было 12 заданий. Конечно, можно прорешать все примерные задания к этой части –  но это около 5 тысяч примеров, у ребенка просто не хватит времени, сил и памяти, чтобы разобрать их все.  И потом, при решении всегда остается элемент творчества, а уж на него не «натаскаешь»...

– Не получается ли тогда, что идея репетиторства бессмысленна, потому что научить творчеству невозможно?

– Творчеству можно научить. В этом прекрасно помогает геометрия. Справиться с  задачей – значит найти пути решения из небольшого круга возможностей. Это и есть упражнение в творчестве. Поначалу школьник ожидает, что надо просто приложить формулу, и все получится. Но нет, надо приложить и эту формулу, и ту, а может быть, еще какую-нибудь... – так протекает процесс осмысления геометрической задачи. И вот на каком-то этапе  у человека само собой возникает решение.
Я часто советую ребятам: если на экзамене не получается с ходу задачку решить, надо ее просто ненадолго отложить, пусть она сама собой «варится», зреет – и, возможно через полчаса появится идея.

– А с какого возраста нужно отдавать ребенка заниматься с репетитором? 

– В идеале, начинать заниматься следует вообще с малолетства. Сейчас очень много ребятишек с рассеянным вниманием, и если не учить их с раннего детства, потом будет поздно.
Что касается школьников, к репетитору лучше обращаться уже класса с восьмого, а иначе не хватит времени на качественную подготовку к экзаменам.
– Методы работы репетитора со школьниками и студентами различаются?

– В целом, идея всегда одна – заставить работать. Но возраст нужно учитывать непременно. Скажем, особенность тинэйджеров в том, что работать они не привыкли. Но заставлять их надо не напрямую, а придумывать стимулы. Например, тинэйджеры готовы слушать тех, кто работает вместе с ними.

Со студентами – другие методы. Им нужно показывать, что на какие-то вещи они смотрят достаточно поверхностно, а надо бы задуматься. Если глубже вникнуть, понимание станет иным. Просто что-то объяснить бывает недостаточно, до них нужно достучаться.

– Бывает, что дети, которые занимались с репетитором, не могут потом нормально учиться, поскольку привыкли, что знания им «преподносят на блюдце». Что вы об этом думаете?

– Я думаю, что их просто неправильно учили. Подготовка к экзамену похожа на подготовку спортсмена к соревнованию. Нужно заставить подопечного работать, нагнать пик формы, проследить за тем, чтобы он не «перегорел»... Я обычно даю кучу заданий, а то, что не получилось, мы разбираем вместе. При этом я не указываю на ошибки – проверяйте сами. Ребята могут обижаться, но другого пути нет. Очень важно, чтобы выработался автоматизм не делать ошибок или быстро их исправлять.

– А как отличить хорошего репетитора, который и работать заставит, и ошибки исправлять научит, –  от плохого?

– Сложно ответить на этот вопрос. Есть, кончено, такая замечательная вещь, как рекомендации, но верить им всецело нельзя. Вообще, хороших репетиторов «на рынке» мало – процентов десять.

Но если смотреть на вопрос с содержательной стороны, нужно понять, с каким репетитором работа будет строиться эффективней. Репетитор может быть просто преподавателем, а может быть педагогом. То есть он может просто давать информацию, а может задумываться о том, насколько ученики его понимают, насколько им интересно с ним как с человеком. Выбор всегда остается за детьми и их родителями.

Алина Иванова РИА новости

Другие записи

12.08.2016. Презентация IHTTI School of Hotel Management
3 апреля 2010 в 15.00Отель «Националь»ул. Моховая, 15/1 (м. Охотный ряд) В гостиничной индустрии сейчас настоящий бум: здесь делаются самые стремительные карьеры, зарабатываются весьма внушительные…
12.08.2016. Павловская гимназия открывает двери!
Схема проезда>> Московская обл., Истринский р-н, дер.Веледниково, с/о Павло-Слободский, ул. Живописная, 136 Павловская гимназия приглашает на День открытых дверей. Он состоится 3 апреля 2010…
12.08.2016. Begin Education Fair – впервые в Болгарии!
20 марта Begin Group провела в Софии выставку, посвященную программам магистратуры и бакалавриата, а также школьному образованию - Begin Education Fair. Компания постоянно развивается и ищет…
12.08.2016. Три дня рождения филологического факультета МГУ
  Первый день рождения филологического факультета – 26 апреля 1755 года, когда в Аптекарский дом пришли первые студенты Московского университета. Комментарии тут не нужны – по такой логике в этот день…
12.08.2016. Les Roches International School of Hotel Management объявляет конкурс для школьников 10-11-х классов
  Выиграй бесплатную поездку в Швейцарию, iPhone или iPod! Les Roches International School of Hotel Management объявляет конкурс для школьников 10-11-х классов Hospitality is my future. Les Roches…