Абитуриенты Сибири продолжают мигрировать с востока на запад. Это создает дефицит качественных специалистов в отдельных регионах и подчеркивает важность укрепления крупных университетских центров.
Приемная кампания в вузах Сибирского федерального округа (СФО) завершилась. Революционных изменений в этом году она не предвещала – разве что выбор абитуриентов ограничили тремя вузами и пятью специальностями. Однако ряд очевидно нарастающих тенденций позволяет говорить о том, что миграционные потоки абитуриентов между регионами, связанные с поступлением в вузы, меняются. В частности, университеты Иркутска в борьбе за выпускников школ все больше проигрывают вузам Красноярска (прежде всего Сибирскому федеральному университету, СФУ), а в Западной Сибири безусловным центром притяжения будущих первокурсников является маленький и уютный Томск, а вовсе не мегаполис Новосибирск.
Такие выводы можно сделать из исследования, проведенного журналом «Эксперт-Сибирь» по итогам приемной кампании в университетских центрах макрорегиона – Новосибирске, Томске, Красноярске и Иркутске. В этих городах мы обратились в классический, технический и педагогический университеты, поскольку, на наш взгляд, именно там можно отследить, в частности, тенденции межрегионального обмена абитуриентами. Исключение составил Томск – здесь использовались сводные данные областного комитета по высшему образованию, поскольку город давно позиционирует себя единым университетским центром Сибири.
Можно констатировать, что приемные кампании последних лет все меньше являются «экзаменом» для собственно качества школьного образования. Скорее они становятся срезом нынешних постоянно идущих изменений в этой отрасли, прежде всего основного испытания для школьников – Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Причем одни и те же результаты оппоненты спора о пользе ЕГЭ склонны оценивать по-разному – кто-то говорит, что с помощью него абитуриенты стали мобильнее, другие, напротив, отмечают ухудшающееся качество подготовки. «Я преподаю в высших учебных заведениях не только Новосибирска, но и Кузбасса, и Алтая – везде уровень подготовки абитуриентов примерно одинаковый. Но в целом он падает. Причем это относится не только к естественным наукам. Даже в самых гуманитарных дисциплинах – истории и обществознании – знания вчерашних школьников порой просто удручают», – так подвел итоги приемной кампании в вузах ректор Сибирской академии управления и массовых коммуникаций (Новосибирск) известный новосибирский политтехнолог Виктор Козодой.
Не останавливаясь на принципах ЕГЭ и форме его проведения, отметим вот что. Основная цель Единого госэкзамена – сделать вузы доступнее для молодежи из сельских школ, а столичные университеты – для абитуриентов из регионов – фактически не была достигнута. То есть вузы Москвы и Санкт-Петербурга действительно в последние годы ощущают на себе стремительно растущий поток абитуриентов из регионов (прежде всего Северного Кавказа). А вот задачу привлечения сельской молодежи (по сути, задачу формирования в муниципалитетах качественного кадрового состава) пятилетка ЕГЭ так и не решила. В основных вузах Сибири соотношение абитуриентов из городов и муниципальных районов тех регионов, которые эти города облегают, фактически осталось на уровне 2007 года – когда ЕГЭ был всего лишь экспериментом.
Зато в полной мере исполняется другая государственная стратегия – на сокращение бюджетных мест по гуманитарным направлениям подготовки и сообразное увеличение набора по техническим и естественно-научным специальностям. Эта тенденция очевидна для большинства вузов Сибири (за исключением СФУ): данные исследования показывают сокращение бюджетного набора вообще, но больше всего – именно по гуманитарному профилю. Особенно существенно сокращается набор гуманитариев в технических вузах, тогда как лидерами по росту бюджетных мест является Сибирский государственный аэрокосмический университет (СибГАУ, Красноярск) и Иркутский государственный технический университет (ИркГТУ). «Набор на гуманитарные специальности сокращается, а на технические, напротив, все время увеличивается. Кроме того, мы констатируем увеличение бюджетных мест в таких вузах, как Сибирская государственная геодезическая академия, – за последние несколько лет почти вдвое», – говорит заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Марина Ананич.
В целом это вполне отвечает потребностям рынка – избыток юристов и экономистов стал уже притчей во языцех. «Еще десять лет назад я говорила своим друзьям, чтобы они отдавали своих детей на инженерные специальности или на языковой профиль – уже тогда был очевиден избыток на рынке гуманитариев. Другое дело, что в последние годы существенно увеличился коммерческий набор, а его костяк как раз составляют юристы и экономисты, что снова влечет за собой перекос среди специалистов», – сетует руководитель макрорегиона «Восток» кадрового холдинга АНКОР Валерия Шевелева.
Не менее интересна динамика межрегионального обмена абитуриентами среди субъектов СФО. Данные о том, откуда в регион приехали учиться студенты – очевидно, одни из наиболее значимых статистических отчетов не только для сферы высшего образования, но и для рынка труда в целом. Ведь выигрывая сражение за абитуриента, регион фактически выигрывает и битву за специалиста с высшим образованием, по сути – за качественный человеческий ресурс. К тому же студенты – это ведь еще и инвесторы. Приезжая учиться в другой город, они, как правило, тратят там свои пусть и небольшие деньги на питание, жилье и развлечения. Очевидно, что тем городам, в которые молодежь стремится за получением высшего образования, стоит только позавидовать.
Тем удивительнее, что среди опрошенных нами регионов только Томская область ведет статистику миграционных притоков. Остальные – Новосибирская, Иркутская области и Красноярский край – такой учет не ведут. «Информация по вопросам, касающимся регионального распределения абитуриентов, не входит в компетенцию Министерства образования и науки края и совсем нас не интересует, особенно в динамике нескольких лет», – лаконично объяснила нам временно замещающая должность начальника отдела по взаимодействию с вузами и научными организациями Минобрнауки Красноярского края Валерия Сувейзда.
С точки зрения бюрократической субординации позиция региональных властей понятна: подавляющее большинство вузов подчиняются Министерству образования и науки РФ. Но с точки зрения стратегического регионального управления отсутствие сводной информации об интересе к субъекту федерации абитуриентов из других территорий представляется по меньшей мере недальновидным. Тем более что, по данным нашего исследования, векторы взаимодействия регионов в этом направлении существенно изменились.
Так, в Восточной Сибири буквально за последние четыре года ведущим образовательным центром стал Красноярск, безоговорочно «победив» более «старый» и потенциально более перспективный Иркутск по межрегиональному сальдо обмена абитуриентами. Основная причина этой победы, конечно, – появление и активное развитие СФУ – единственного вуза подобного уровня во всем округе (напомним, что в соседнем Дальнем Востоке федеральных мегавузов два – в Якутске и Владивостоке, аналогичная ситуация на северо-западе: в Архангельске и Калининграде). Если в 2007 году основной поток приезжих абитуриентов в СФУ приходился на Хакасию (связи некогда единого с республикой края традиционны), то уже к 2011 году приток молодняка из Иркутской области увеличился втрое – до 305 человек. А заявки на поступление в СФУ подали и вовсе 960 иркутян. Для сравнения – весь бюджетный набор Иркутского государственного университета в этом году составил 767 человек. Любопытен и тот факт, что количество поступивших в СФУ из регионов Западной Сибири (Алтай, Кузбасс, Новосибирская, Томская и Омская области) за последние четыре года тоже увеличилось в восемь раз и в 2011 году составило 83 человека. Кроме того, на порядок выросло количество принятых в СФУ абитуриентов из Бурятии, Якутии и Забайкальского края – некогда главных поставщиков молодежи в иркутские вузы.
При этом в самом Иркутске количество студентов из этих регионов сокращается. Не изменило ситуацию даже присвоение Иркутскому государственному техническому университету статуса национального исследовательского. Скажем, количество студентов-первокурсников из Бурятии за четыре года здесь уменьшилось практически вдвое. В ИГУ в 2011 году студенты из других регионов также не сыграли существенной роли в наборе: из Бурятии принято 152 человека, из Тувы – 12, из Хакасии – двое, из Якутии – один.
Меняется ситуация и в Западной Сибири. Традиционное противостояние вузовских комплексов Новосибирска и Томска за абитуриентов из соседних регионов, похоже, выигрывает последний. Между собой эти города абитуриентами практически не обмениваются – в каждом вузе едва можно насчитать с десяток поступивших из соседнего региона. Это означает, что большинству молодых новосибирцев и томичей «комфортно» дома. А вот борьба за соседей только нарастает. По имеющимся у нас данным, можно смело констатировать, что, к примеру, абитуриенты из Кузбасса в большинстве своем для обучения выбирают Томск (в этом году из школ Кемеровской области в вузы Томска поступили 627 человек). Подобные решения принимают и выпускники школ из Алтайского края и Республики Алтай. Кроме того, томские вузы, в отличие от новосибирских, очевидно, привлекательнее для абитуриентов из Восточной Сибири.
Новосибирск же в свою очередь выбирают для «специфического обучения» в вузах, аналогов которым в Томске попросту нет. Вузовский комплекс столицы Сибири действительно больше и разнообразнее. Поэтому сюда приезжают учиться в Сибирский государственный университет путей сообщения (бывший НИИЖТ), академию водного транспорта (НГАВТ), геодезическую академию (СГГА) и на ряд факультетов Новосибирского государственного технического университета. Впрочем, туда поступает, в основном, далеко не «элита» выпускников. Скажем, суммарный балл ЕГЭ по трем предметам в среднем по СГГА составляет 156, СГУПСу – от 122, тогда как, например, в Томском политехническом университете – 204,2. При этом остается нерушимым бренд НГУ, качество образования которого по-прежнему ценится абитуриентами других регионов. Но в силу своего небольшого размера (количество принятых на бюджет в этом году составило 770 человек), а также сложных экзаменов, доступных только реально хорошо подготовленным выпускникам школ, этот вуз не играет особой роли в межрегиональном обмене.
К сожалению, по популярности вуза или региона в целом у абитуриентов нельзя судить о качестве высшего образования. Большой поток вчерашних выпускников едет в западном направлении (из Забайкалья в Иркутск, из Иркутска в Красноярск, из Кемерова в Томск) подчас не за собственно образованием, не за пресловутыми «корочками», а скорее, за лучшим качеством жизни и возможностью найти работу. «Сегодня все хотят жить в цивилизованных городах, работать не только за деньги. Студенты не интересуются качеством вуза, им нужно качество жизни. И мы отмечаем очевидное перемещение абитуриентов, а значит, и трудовых ресурсов с востока на запад страны. Очень четко видна тенденция – скажем, пару лет назад кандидат работал в Иркутске, потом переехал в Новосибирск, а сегодня благополучно работает в Москве. У этого процесса есть и обратная сторона – в Восточной Сибири хорошего специалиста сегодня найти очень трудно. Там остаются инертные люди, которые работодателям не интересны», – констатирует Валерия Шевелева.
Другими словами, абитуриенты едут не в вузы, а к будущим работодателям и в развитую городскую среду. По этим показателям перспективы родных городов молодежи представляются туманными (см. «Богатый внутренний мир» в «Эксперте-Сибирь» № 30–32 за 2011 год). Очевидно, что западный вектор нуждается в существенной корректировке. Хотя бы потому, что при сохраняющихся тенденциях «сливки» трудовых ресурсов перетекут в итоге в столичный регион – неважно, напрямую или через Красноярск или Новосибирск. Делать это можно двумя путями. Первый – убеждать молодежь в том, что, возвращаясь после вуза в родные пенаты, они станут там уникальными в своем роде специалистами, а значит, успешными людьми. Причем убеждать не словами, а делами. Но как показывает десятилетний опыт идеологической борьбы государства с будущими юристами и экономистами (когда абитуриентам не только безуспешно разъясняют, что эти специальности невостребованны, но и сокращают соответствующие бюджетные места), пока такая стратегия обречена на неудачу.
Второй путь представляется гораздо реалистичнее – это активизация и усиление в четырех основных регионах (Новосибирск, Томск, Красноярск и Иркутск) авторитетных университетских центров, которые стали бы флагманами развития территорий. «Понимаете, сегодня вузы себя, по сути, дискредитировали. Работодатели осознают, что высшая школа не дает практических навыков, и низко оценивают получаемое образование. Если в Москве еще ценится диплом МГУ, то в Сибири мы такого не наблюдаем. Лишь единицы работодателей интересует вуз, который закончил соискатель, и то в силу каких-то личных причин. И если мы не говорим о каких-то уникальных специальностях, которые имеются на одном-двух факультетах в Сибири, сегодня нет вуза, который имеет существенный авторитет», – говорит об интересах работодателей (а по сути, об интересах рынка в целом) Валерия Шевелева.
Курс на создание сильных университетов в стране взят с 2006 года, когда, во-первых, в 57 вузах была запущена инновационная образовательная программа (ее итоги, впрочем, оказались незначительными), а во-вторых, появились два первых федеральных университета – Сибирский в Красноярске и Южный в Ростове-на-Дону. В 2008 году началась эпоха национальных исследовательских университетов (НИУ). В Сибири их сегодня четыре – Новосибирский и Томский государственные университеты, Томский политех и ИркГТУ. Наконец, было создано еще шесть федеральных университетов, а старейшие в Москве и Санкт-Петербурге получили «особый» статус.
Однако сегодня в Сибири роль вузов в общественном развитии по-прежнему остается незначительной. И даже присвоение статуса НИУ не повышает значимость вуза в макрорегионе – здесь ярким примером является ИркГТУ. Пока нельзя переоценивать и значение томских вузов – они интересуют абитуриентов исключительно из-за слова «томский». То есть бренд города и региона стратегически успешен (в этом нужно отдать должное региональной и местной властям), а над общественным значением вузов еще предстоит поработать. Нельзя переоценивать и успех новосибирских вузов – скажем, популярность НГУ тесно связана с научным потенциалом Сибирского отделения РАН, с всемирно известным Академгородком и сложно от него отделима.
В этом смысле ближе всех к идеалу вуза – локомотива развития территории – подошел сегодня СФУ. И последняя приемная кампания это очевидно продемонстрировала – СФУ сам по себе является целью для абитуриентов. В основе успеха этого университета не только существенное бюджетное финансирование и внимание федерального центра (см. «Американская мечта» в «Эксперте-Сибирь» № 11–12 за 2011 год), но и изначальное позиционирование СФУ как интеллектуального центра Сибири, чем активно занимаются в самом вузе и на уровне региона. «Необходимо видеть в СФУ тот мозговой центр, который должен продуцировать крупные геополитические идеи», – говорил недавно президент СФУ, спикер красноярского Законодательного собрания Александр Усс.
Но очевидно, что одного такого центра для Сибири мало. По пути усиления вузовского комплекса на основе исторического единства в экономике и стратегическом развитии региона уже пошли в Томске – здесь продвигается проект консорциума вузов (см. «Вузовский блицкриг» в «Эксперте-Сибирь» № 17–19 за 2011 год). Пора всерьез взяться за дело Новосибирску и Иркутску. Причем инициативу, очевидно, должны взять на себя региональные власти. Иначе «западный вектор» переломить будет сложно, а без активной образованной молодежи Сибирь и дальше будет оставаться сырьевой колонией.